Три года назад, когда в московском ГУМе наконец открылся официальный бутик ювелирного дома Tiffany & Co., столичные поклонники марки вздохнули с облегчением. За идеальными обручальными кольцами и шедеврами Эльзы Перетти и Паломы Пикассо больше не нужно было ехать в другую страну или просить путешествующих друзей наугад покупать желанные украшения, попутно опасаясь прогадать с размером. Теперь, чтобы попасть в обитель Tiffany, нужно было просто приехать в самый центр, на Красную площадь, а дальше сложно ошибиться: яркие бирюзовые витрины в здании ГУМа невозможно перепутать ни с чем другим.
Российская публика оправдала ожидания бренда, спрос на бриллиантовые колье с легко узнаваемым дизайном и заветные для любой будущей невесты трехкаратные помолвочные кольца со временем только растет. В награду за преданность в конце августа Tiffany открыл в Москве новый флагманский магазин в галерее бутиков Петровского пассажа. К его открытию в Москву привезли сразу две выставки, объединив их в одно изящное повествование о бриллиантах.
Первая часть, «Бриллиантовые акценты», показывает все многообразие нетривиального использования драгоценных камней: и в украшениях для волос, и во флаконах для духов, и в дамских сумочках, и в шкатулках, и в часах, и в костюмных и личных аксессуарах. Среди занятных экземпляров стоит отметить сумочку Shrimp Basket, дизайн которой создал легендарный ювелир Жан Шлюмберже. Миниатюрный аксессуар из золота и платины напоминает старомодную рыболовную корзину. Сумочка принадлежала Лин Ревсон, одной из постоянных клиенток Tiffany и почитательнице таланта Шлюмберже. Именно ее инициалы, выложенные бриллиантами, красуются на крышке изделия. Еще один экспонат — оригинальный зонтик-трость с часами. В 1885 году венский мастер Людвиг Холуска первым запатентовал часы, которые вставлялись в трости или зонтики. Три экземпляра были переданы Tiffany и стали частью зонта, рукоятки трости и ручки хлыста (который, впрочем, в итоге трансформировали в зонтик, показанный в Москве).
Другой интересный предмет — золотой театральный бинокль, украшенный бриллиантами и искусным золотым орнаментом. В конце XIX — начале XX века театральный бинокль был обязательным женским аксессуаром. Помимо своей основной функции, он отражал уровень богатства и подчеркивал хороший вкус его владелицы. Похожий бинокль Tiffany был преподнесен будущему королю Британии Георгу V и его супруге Марии Текской в 1893 году в качестве свадебного подарка.
Радость обладания изящной вещицей дом Tiffany умело дарил не только обеспеченным театралкам. К примеру, любительницы сладкого раскупали милые, украшенные драгоценными камнями бонбоньерки, которые в конце XIX века на волне популярности маленьких конфеток появились в ассортименте бренда. В Москве можно увидеть экземпляр из золота и эмали, украшенный изысканными бриллиантовыми акцентами.
Вторая часть экспозиции, «За гранью», с помощью исторических украшений Tiffany рассказывает о волшебном мире огранок бриллиантов. Популярная огранка «роза» представлена колье с шестью бриллиантами разного размера. Ее особенность — плоская нижняя часть камня и треугольные грани. Многие колье Tiffany с камнями огранки «роза» обязаны своим появлением Джорджу Полдингу Фарнему, главному дизайнеру компании с 1904 по 1908 год, видимо, питавшему особо нежные чувства именно к такой форме бриллиантов.
Огранка «кушон» показана на примере броши в виде цветка. Дом Tiffany представил большую коллекцию с бриллиантовыми «кушонами», включая эту брошь, на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году. Газеты восхищенно писали: «Падающий на бриллианты свет заставляет их выпускать огненные искры, которые отражаются тысячи раз сотнями камней вокруг до тех пор, пока все украшение не станет похоже на что-то сказочное».
Классическая круглая огранка с ее 58 гранями ценится за то, что великолепно раскрывает способность бриллианта отражать и преломлять лучи света. На выставке в Петровском пассаже познать любовь к круглым драгоценным камням и, возможно, немного ослепнуть от их сияния можно благодаря одному из классических колье Tiffany с 642 бриллиантами. Невероятное украшение вдохновлено древнеегипетскими воротниками, которые в 1960-х стали популярны после выхода на экраны фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
Бриллианты огранки «груша» впервые увидели свет в 1400-х годах. Изящная каплевидная форма камней была и остается идеальной для сережек, подвесок и колье, хотя ювелиры не ограничиваются только ими. В Москве огранку «груша» демонстрирует корсажное украшение начала прошлого столетия, предназначенное для светских выходов.
Одним из самых впечатляющих примеров использования багетной огранки на выставке стало колье с лентой бриллиантов, которая закручена вокруг двойной цепочки из круглых камней. Огранка «багет» часто использовалась дизайнерами Tiffany в 1950-х годах, да так успешно, что в 1954 году дом даже удостоился Бриллиантовой награды США за ювелирную экспозицию с багетными и круглыми бриллиантами.
Огранка «маркиз», как считается, обязана своим появлением королю Людовику XV, который заказал камень тонкой, вытянутой формы, чтобы он напоминал улыбку его фаворитки маркизы де Помпадур. Образцом использования в украшениях этой огранки можно считать коктейльное кольцо, или кольцо «правой руки», с группой бриллиантов огранки «маркиз», окруженной багетными бриллиантами.
Финальный аккорд в этой симфонии драгоценностей — украшения, сочетающие сразу несколько огранок, которыми увлеклись дизайнеры Tiffany в 1960-х годах. Как пример — две броши-планки, украшенные квадратными бриллиантами изумрудной огранки с небольшими круглыми бриллиантовыми акцентами.
Выставка в новом бутике Tiffany & Co. на Петровке продлится до 10 ноября, а поводов заглянуть туда ровно столько же, сколько украшений в ассортименте легендарного ювелирного дома.
Партнерский материал