18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Антиквариат, ретро и винтаж в одном пространстве

43-й Российский антикварный салон пройдет в Центральном доме художника с 14 по 22 октября. Тема специального проекта на этот раз — «Серебряный век в русской иконописи»

Несмотря на неопределенность ситуации вокруг ЦДХ (здание является частью имущества Международной конфедерации союзов художников, которая находится в стадии ликвидации) и трудности, возникавшие у участников антикварной ярмарки в прошлом году, Российский антикварный салон этой осенью пройдет в обычном режиме и по расписанию. Правда, количество галерей-участниц несколько сократилось: их будет около 180 против привычных 250 и более, — зато география по-прежнему весьма обширна: помимо москвичей и петербуржцев, в ярмарке примут участие галеристы из Иркутска, Краснодара, Перми, Саратова, Челябинска, Ярославля, а также из-за рубежа. Как всегда, разнообразным будет и ассортимент ярмарки. Живопись старых мастеров можно будет найти по соседству с восточной бронзой, фарфор (русский дореволюционный, западноевропейский и советский) — неподалеку от памятников иконописи, а всевозможные предметы мебели окажутся рядом с экспозицией русской живописи и графики музейного уровня. Не обойдется и без ювелирных изделий, традиционно пользующихся популярностью у посетителей (и покупателей) ярмарки. На этот раз наряду с антиквариатом на Антикварном салоне будут представлены винтажные изделия и ретропредметы — по крайней мере в списке участников сразу пять галерей со словом «винтаж» в названии («Винтаж бижу», «Винтажная изюминка», «Винтажные и антикварные сумочки», «Винтажные раритеты», «Окно в винтаж») и один участник под названием «Ретро мотив». Чтобы не запутаться, стоит на всякий случай вспомнить определение этих терминов: антиквариат — это старинные и редкие художественные произведения старше 50 лет; винтаж — это прежде всего одежда, но в широком смысле любые предметы обихода ХХ века, которые были знаковыми (и невероятно модными) в свое время; а вот ретро — любой вышедший из употребления предмет старше десяти лет.

Увеличение числа галерей, ориентированных не столько на коллекционеров, сколько на любителей старины, и некоторый отток постоянных участников салонов прошлых лет связаны и с положением дел на российском арт-рынке, и с проблемами самого Российского антикварного салона. В прошлом году галеристы жаловались на отсутствие покупателей и низкую посещаемость в целом, а организаторы ярмарки связывали это с тем, что припарковаться у ЦДХ после реконструкции Крымской набережной и благоустройства всей прилегающей территории стало практически невозможно. Кстати, на этот раз бессменный организатор Антикварного салона компания «Экспо-парк» заключила договор о партнерстве с «МСК Такси», так что с 13 по 22 октября для поездок в ЦДХ и оттуда будут действовать специальные тарифы по промокоду «Антикварный салон». На сайте салона также призывают приезжать на ярмарку на машинах с личным водителем, такси или пользоваться общественным транспортом.

Из старожилов Российского антикварного салона в этот раз принимают участие галереи «Веллум», «Евразия», «Петербургский антиквар», «Русская усадьба», «Элизиум» (кстати, все они были удостоены дипломов за высокий уровень экспонатов в прошлом году), а также «Акант», «Бельведер», «Восточная галерея», «Коносьер», «Русские сезоны» и другие. Многие участники подготовили тематические экспозиции: галерея «Наше наследие» представит работы художников Парижской школы Александра Альтмана, Константина Вещилова, Георгия Лапшина и Георгия Пожедаева; «АА-АмпирАнтик» покажет коллекцию художественного стекла ар-деко; фарфор и бронзу из Японии и Китая можно будет найти на стенде галереи «Евразия»; а самобытному стилю русского модерна посвящена экспозиция на стенде арт-центра «Алексеевское подворье». Михаил Суслов и его «Петербургский антиквар» привезут в Москву не только первоклассную живопись, но и уникальный мебельный гарнитур первой половины XIX века из коллекции сестры Наполеона и супруги великого герцога Тосканы Феликса Паскаля Бачокки Анны Марии Бонапарте, более известной как Элиза. Любовь Агафонова (галерея «Веллум») покажет несколько ранних работ Анатолия Зверева, а также произведения Александра Осмеркина и Владимира Лебедева. Из зарубежных участников стоит отметить швейцарский аукционный дом Koller, который привезет составленную специально для российских коллекционеров подборку европейских картин XV–XX веков, предназначенных для частных продаж. В частности, обещают большого живописного Сальвадора Дали — его трансформацию картины художника XVI века Матиаса Герунга, выполненную в 1974 году. Будут на Антикварном салоне и обязательные кунштюки. Например, самая маленькая картина русского художника Юлия Клевера-старшего размером всего 4х8 см в галерее «Бюро искусств». Наверняка заметить ее на стенде среди полотен Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других отечественных классиков XIX–XX веков будет непросто.

Что касается традиционной некоммерческой части, то на этот раз организаторы предлагают посмотреть специальную экспозицию, посвященную русской иконе Серебряного века. Выставка подготовлена Наталией Комашко, ученым секретарем Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и автором каталога икон выставки «Художественные сокровища России». В начале ХХ века наряду с литературой, философской мыслью и живописью необычайный расцвет переживало и искусство иконописи. Религиозные образы того времени несут заметный отпечаток стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова еще в 1880-е годы. Однако иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык. В рамках специального проекта 43-го Антикварного салона будут представлены наиболее интересные произведения русской иконописи Серебряного века из частных собраний. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала прошлого столетия Николая Емельянова и Алексея Вашурова. Также будут экспонироваться работы других интересных, находившихся в постоянном поиске новых форм мастеров, таких как Яков Богатенко. В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество Сергея Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве киотов и окладов для икон.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+