Британский музей приступает, возможно, к самой серьезной перегруппировке своей коллекции за последние 150 лет. Занявший пост директора в апреле 2016 года Хартвиг Фишер в своем первом большом интервью рассказал о планах реорганизации: он хочет вдохнуть новую жизнь в почти половину из 95 залов музея.
Предшественник Фишера Нил Макгрегор сосредоточил свои усилия на проекте по расширению музея к 2014 году, включая открытие галерей под временные выставки, реставрационных мастерских и подземного хранилища, а также на выставках и налаживании контактов с иностранными коллегами. Фишер же, ранее возглавлявший Государственные художественные собрания Дрездена, свою главную задачу видит в том, чтобы довести до ума постоянную экспозицию Британского музея.
Новый директор обеспокоен тем, что ключевые части собрания, в частности искусство Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, находятся на двух разных этажах. Причем сейчас около половины музейного пространства посвящено именно этим четырем цивилизациям. Фишер хочет, чтобы Древний мир остался на основном уровне, а наследие более поздних культур разместилось выше. По его словам, сейчас «получить о них целостное представление сложно». Например, Египет: «Скульптуры находятся на одном этаже, а мумии и малые экспонаты, которые рассказывают о религии, обществе и быте этой цивилизации, оказались на другом».
Еще одна проблема — нехватка места для цивилизаций Австралии и Океании, Южной Америки и Африки. «Мы безнадежно отстаем от времени, обманываем ожидания наших посетителей», — полагает Фишер. Он также хочет отдельно показать доисторический период (вплоть до IV тысячелетия до н.э.): у музея хорошее собрание экспонатов того времени, но сейчас из них демонстрируется лишь малая часть.
Реформированная экспозиция, скорее всего, станет менее концентрированной, чем сейчас. Фишер считает, что памятники в залах нужно немного «разредить», чтобы дать возможность лучше понять коллекцию. Другая идея — делать тематические выставки. Например, о том, как «в разных обществах понимали любовь».
Директор музея подчеркивает, что пока это только наметки, тем не менее он уже начал обсуждать вопрос предметно с кураторами и попечителями. Оценивать стоимость «перезагрузки» еще рано, но, по самым скромным подсчетам, проект может обойтись в сотни миллионов фунтов. Для сравнения: на FuturePlan Музея Виктории и Альберта — проект перестройки и реновации нескольких залов — с 2001 года до настоящего времени потрачено £120 млн.
Британский музей не собирается закрываться на время реконструкции и перепланировки залов. Осуществление проекта будет проходить поэтапно, каждое собрание будет переезжать в свою очередь. Но, конечно, посетителям придется потерпеть некоторые неудобства, ведь многие экспонаты поменяют привычную прописку. Такая масштабная перепланировка займет значительное время и почти наверняка растянется более чем на десятилетие.
Фишер рассказал также о планах построить новое хранилище: нынешнее, располагающееся в Блайт-Хаусе на западе Лондона (Британский музей делит его сейчас с Музеем Виктории и Альберта и Музеем науки), будет закрыто в 2022 году. Планируется, что музей получит грант в размере £50 млн от правительства на открытие другого хранилища, однако его строительство и оборудование обойдутся гораздо дороже.
Приоткроем завесу тайны: новое хранилище музея будет построено за городом. «Мы приглядели место под Лондоном, которое позволит нам теснее сотрудничать с одним университетом, сделав наши коллекции более доступными для исследований», — признался Фишер. Рабочее название хранилища — BM ARC, что расшифровывается как British Museum’s Archaeological Research Collection (Археологическая исследовательская коллекция Британского музея). Точного адреса будущего хранилища директор не назвал, но намекнул, что оно будет связано с университетом, в котором есть сильная кафедра археологии.