Тарновецкий, Блюменфельд, Гордон Паркс в рамках Фотобиеннале и лауреат Премии Кандинского Дмитрий Венков с видеоинсталляциями в Манеже — лучшие фото- и видеовыставки этой недели.
В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка «Десять папок Вячеслава Тарновецкого» — первая ретроспектива одного из ярчайших представителей советской независимой фотографии. На его снимках — жизнь родного города Черновцы в Западной Украине, где он жил и работал. Земляк Тарновецкого фотограф Борис Савельев писал о нем так: «Работал он сериями. Одни строились по хронологическому порядку. Другие — затрагивали какие-то предметы... Он делал серии и раскладывал их в разные папки. Там — какие-то дома. Там — трубы. Однако все это была не литература. Он всегда подчеркивал это как фотографическое событие. А что такое фотографическое событие по Тарновецкому? Это событие, которое лежит не на поверхности, однако оно важно для фотографии. То есть фотографическое событие определяет состояние объекта внутри кадра, состояние света, состояние композиции. И в этом — все. Это и есть событие, которое важно для фотографии». На выставке в Центре им. братьев Люмьер представлены фотографии из тех самых папок: «Светоносная тень», «Мимолетности», «Группировки», «Соц-арт», «Растрирование», «Окна», «Городские натюрморты», «Империя», «Столбовое дворянство», «Двое».
«В жизни я любил две вещи: свою работу и женщин, всех женщин без исключения. Фетишами всей моей жизни были женские глаза, волосы, грудь и губы», — исповедовался в своих мемуарах знаменитый фотограф моды Эрвин Блюменфельд. На выставке в Мультимедиа Арт Музее, что проходит в рамках Х Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014», собрано более 260 работ мастера с конца 1910-х по 1960-е, впервые проливающих свет на его творческую многогранность: хрестоматийные и малоизвестные фотографии, рисунки, дадаистские коллажи, даже редкие ранние экспериментальные фильмы, снятые им для универмага «Дейтон» в Миннеаполисе. Кое-что из этого станет открытием даже для зрителя, хорошо знакомого с фотографиями Блюменфельда, дав повод по-новому взглянуть на его творчество. Ведь многое из того, что здесь можно увидеть, автор никогда не выносил на суд публики, раздаривая лишь друзьям.
В Манеже, в медиатеке Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», только что открылась выставка Антонины Баевер и Дмитрия Венкова «Времени больше не будет». Она проходит в рамках цикла «Большие надежды», который объединяет персональные проекты молодых многообещающих российских художников. Для них это возможность эксперимента и поиска новых средств коммуникации со зрителем. В рамках выставки «Времени больше не будет» представлены фильмы «Словно солнце», в котором сплетаются несколько одновременно развивающихся сюжетных линий, «Программа «Невремя», где героев late night show заменяют художники, и сольная видеоинсталляция Антонины Баевер «Оставайтесь с нами».
Совместив приятное с полезным, по солнечному центру города можно прогуляться до здания Нового Манежа, где началась «Американская история» Гордона Паркса, посвященная, как и выставки Тарновецкого и Блюменфельда, фотографии. Журналист и фотограф, Паркс все свое творчество посвятил рассказу о людях, до этого лишенных права голоса, чьи истории чаще всего полны жестокостей и несправедливости. Такое направление работы для Паркса неслучайно: он сам с лихвой испытал на себе всевозможные жизненные удары и стал первым афроамериканским фотографом в Управлении по защите прав фермеров Америки, в авторитетнейшем новостном журнале Life и первым темнокожим режиссером Голливуда.