18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Каталог коллекции нонконформистов Наталии Опалевой рассказывает не только о Звереве

№57
Материал из газеты

Книга "Не только Ренессанс", представляющая каталог коллекции директора и основателя Музея АЗ, украшена воспоминаниями поэта Владимира Алейникова

Яркая, праздничная даже, книга большого формата представляет собой каталог коллекции генерального директора и основателя московского Музея АЗ (Анатолия Зверева) Наталии Опалевой. Это не значит, что альбом посвящен работам Анатолия Зверева (1931–1986), — в собрании Опалевой целый букет главных художников-нонконформистов 1960-х. Ольга Зайцева, автор вступительной статьи, хочет взглянуть на деятелей «второго авангарда» по-особенному — для чего предлагает относиться к неофициальному искусству в СССР как к проявлению «советского Ренессанса».

Раз уж речь заходит о Возрождении, значит, эпоха, ему предшествующая, автоматически назначается Средними веками — со всеми вытекающими  коннотациями. «Вернемся к понятию, которое мы предлагаем для универсального описания такого рода художественного эксперимента, — „ренессанс“. Помимо принципа собирания красоты, высочайшего уровня технического мастерства и значимой роли художника в обществе ренессанс предлагает свежий взгляд на старые вещи, нежную ностальгическую дистанцию по отношению к золотому веку и гуманистический пафос, представляющий человека венцом творения. Характерным примером такого ренессансного искусства можно считать наследие Анатолия Зверева, хорошо владевшего техниками и стилями прошлого, сохранявшего ироническую дистанцию по отношению как к художественным задачам, так и к реальности».

Но так как в основу альбома положен алфавитный принцип (каждому художнику посвящен отдельный раздел с небольшим вступлением), то до Зверева очередь доходит не сразу. Книга открывается работами не слишком известного художника и скульптора Петра Беленка (1938–1991), экспериментировавшего в направлении фото- и гиперреализма. Далее по алфавиту следуют также близкий гиперреализму Олег Васильев (1931–2013) и абстракционист Николай Вечтомов (1923–2007).

Следующий раздел посвящен геометрически выверенным работам Игоря Вулоха (1938–2012), и только после этого наступает царство Анатолия Зверева. Его творчеству в книге отдано максимальное количество разворотов.

Заметную часть коллекции Опалевой составляют ныне живущие классики нонконформизма Франциско Инфанте, Илья Кабаков и Вячеслав Калинин; алфавитный принцип компоновки материала позволяет сгруппировать их в единый мощный блок. Потом наступает черед метафизического Дмитрия Краснопевцева (1925–1995), сюрреалистического Льва Кропивницкого (1922–1994) и экспрессивной Лидии Мастерковой (1927–2008). В беглом очерке сложно представить всех мастеров неофициального советского искусства, попавших под роскошный переплет: их в книге около четырех десятков.

Особую прелесть ей сообщает «архивный раздел» — мемуарные заметки поэта Владимира Алейникова, написанные специально для этого издания. Он уже известен воспоминаниями о деятелях неофициальной советской культуры. Один из основателей поэтического объединения СМОГ, ставшего важным символом оттепели, Алейников издал в 2006 году объемный том мемуаров о временах, которые Ольга Зайцева и обозначает как «советский Ренессанс».

Алейников описывает художников прошлого века как возрожденческих гениев, чьи таланты поражают разнообразием. «Да, Василий Яковлевич [Ситников] был жизнелюбом. Стойкостью в любой ситуации, несгибаемостью своей он будто заряжал знакомых. Многообразие его дарований некоторых современников озадачивало. Знал он навигацию, судовождение. Строил модели парусных судов. Конструировал байдарки. Историю живописи знал получше иных профессоров. Любил и знал поэзию. Великолепно разбирался в иконописи. Свой дар педагога раскрыл полностью».

Про Владимира Яковлева: «Полуслепой, постоянно терявший очки с какими-то слишком уж большими диоптриями и потому предпочитавший обойтись без них, приближал он лицо к прикрепленному кнопками на мольберте ватманскому листу бумаги с быстрым, только ему одному и понятным наброском, несколькими штрихами уже определяющим сущность работы, — и словно чуял ее, видел всю ее внутренним взором». Про Илью Кабакова: «Он напоминал благодушного сказочного духа, в линялой рубашке с закатанными рукавами, невысокий, но весь какой-то ладный, с пластичными движениями, с взлохмаченными волосами, с лучезарной улыбкой».

Поэтический взгляд на нонконформистов (стиль Владимира Алейникова метафоричен и высокопарен) возводит их на пьедестал и отдаляет от актуальной реальности. Делает легендарными. Как и положено мастерам подлинно музейного уровня. 

Каталог выиграл конкурс «Книга года – 2017» в номинации «ART-книга».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+