Корпоративные художественные коллекции в классическом понимании этого слова (с определенной концепцией, с кураторским надзором) стали возникать в России примерно четверть века назад, в начале 1990-х. Бизнес-структуры новой России работали в условиях, когда наличие корпоративной коллекции могло произвести благоприятное впечатление на партнеров, в первую очередь зарубежных, позволяло инвестировать деньги в альтернативный вид активов, а кроме того, просто радовало владельцев корпораций, многие из которых были искренне увлечены собирательством. Простое перечисление наиболее известных корпоративных коллекций, ставших известными в 1990-е годы, уже впечатляет: Инкомбанк с русским и западноевропейским искусством (и легендарной продажей «Черного квадрата» Казимира Малевича, который теперь входит в собрание Эрмитажа), компания «Ринако» с собранием живописи XIX века, Тверьуниверсалбанк с коллекцией портретов, Столичный банк сбережений, собиравший практически все, что попадалось ценного: от античного стекла до нидерландской и русской графики XVIII–XX веков.
Этот период увлечения корпоративными коллекциями был ярким, но недолгим. Банкротились сами компании, распродавались или просто исчезали из поля зрения собрания, да и содержание непрофильных активов не всем было нужно, а в 2000-е годы на первый план вышли частные коллекционеры — физические лица. Но история корпоративных собраний на этом не закончилась — тем интереснее узнать, что стало с коллекциями 1990-х, как и зачем они продолжают пополняться.
Музей спорта, который сейчас называется «Музей „Лужников“», был создан в 1957 году сразу после Всемирного фестиваля молодежи и студентов и располагался на первом этаже по центру Большой спортивной арены, прямо за спиной у легендарного памятника Ленину работы скульптора Матвея Манизера и архитектора Игоря Рожина. (Кстати, памятник тоже входит в зону ответственности музея, как и вся прилегающая к БСА территория с монументами, фонтанами и аллеей Славы.) До 2013 года, когда Большую спортивную арену начали реконструировать в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, там находилась экспозиция, которая включала в себя не только и не столько вещи, связанные с историей стадиона. По сути дела, это был главный музей отечественного спорта. Его фонды пополнялись предметами, передаваемыми из спортивных федераций, от команд, выступавших на соревнованиях в стране и за ее пределами. Сейчас коллекция Музея «Лужников», как и весь спортивный комплекс с прилегающими территориями, принадлежит ОАО «Лужники».
В коллекции Музея «Лужников» — более 5,5 тыс. предметов, среди которых произведения декоративно-прикладного искусства, в свое время становившиеся наградами и призами участникам спортивных состязаний, а также скульптуры, значки, медали и жетоны: от дореволюционных наград — именных серебряных портсигаров фирмы Фаберже и кубков работы братьев Грачевых — до советского агитационного фарфора, от хрустальных и гжельских ваз до «античной» колесницы, которая выезжала на арену «Лужников» во время церемонии открытия Олимпиады-80. Помимо рассказа об истории спортивной борьбы и побед, музей дает прекрасную возможность увидеть изменение моды на спортивные призы, тенденции, которые были актуальны для дизайна в этой сфере. Кроме того, у музея есть серьезная коллекция плакатов и афиш, агитирующих за здоровый образ жизни и посвященных соревнованиям.
Сейчас экспонаты находятся в открытом хранении в здании генеральной дирекции и в помещениях отдельных сооружений спорткомплекса. В планах — создать специальную выставочную зону на Большой спортивной арене (в рамках реализации экскурсионно-туристического маршрута по «Лужникам»), а также организовывать специальные выставочные проекты.
По словам заместителя директора по коммуникациям ОАО «Олимпийский комплекс „Лужники“» Юлии Журкиной, очень важно сберечь наследие старейшего спорткомплекса страны, а также сохранить исторический архитектурный облик «Лужников», фонари работы Михаила Минкуса на аллее Славы. (Архитектор Михаил Минкус спроектировал эти парадные фонари для площадей и улиц Москвы в 1947 году, к празднованию 800-летия столицы. На территории спорткомплекса такие фонари установили в 1956 году. Сейчас аллея Славы в «Лужниках» — единственное в Москве место, где они остались в оригинальном виде.) «Коллекция — это то, что участвует в формировании атмосферы спорткомплекса, делает его не бездушным спортивным объектом, а местом с богатейшей историей, повышает его статус и добавляет эмоциональной ценности», — отметила Журкина.
Собрание ЮниКредит Банка стало формироваться около 1993 года в связи с, казалось бы, совершенно прозаическим поводом: у банка появилось новое здание на Пречистенской набережной и архитекторы посоветовали тогдашнему руководству украсить стены офиса произведениями искусства. Для выбора художественного направления будущей коллекции проводились консультации с несколькими искусствоведами — в итоге была принята концепция, предложенная Александром Балашовым, который по сей день остается куратором собрания.
Выбор темы и периода коллекции — советского искусства 1920–1930-х годов — обусловлен рядом мотивов. ЮниКредит Банк видит свою задачу в возвращении искусства, которое на протяжении всего ХХ столетия оставалось своего рода terra incognita, в поле зрения наших современников.
Сегодня художественное собрание банка — это более 100 работ, среди которых произведения Ростислава Барто, Александра Древина, Леонида Зусмана, Бориса Смирнова-Русецкого, Антонины Софроновой, Роберта Фалька, Даниила Черкеса, Леонида Чупятова, а также редкий «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем» Надежды Удальцовой, вариант которого хранится в Государственной Третьяковской галерее. В коллекции представлены как вещи 1920–1930-х годов, так и произведения участников художественного процесса того периода, созданные в более позднее время.
[[img4]]
Благодаря сотрудничеству с потомками некоторых художников, банку удалось создать в составе коллекции группы картин Александры Кольцовой-Бычковой, Федора Семенова-Амурского, Бориса Чернышева и Арсения Шульца. Кроме того, в собрании находится одна из главных работ Меера Айзенштадта — скульптура «Посвящение Кранаху» (гипсовый оригинал хранится в депозитарии, а бронзовая копия выставлена в головном офисе).
«Художественное собрание — это уже неотъемлемая часть банка, ему практически столько же лет, сколько нашему банку. Создание коллекции никогда не было бизнес-проектом, это, скорее, форма социальной ответственности. Мы рады, что, помимо оказания финансовых услуг, можем открывать нашим клиентам и партнерам имена авторов того периода, знакомить их с неизвестными работами, рассказывать о них — это ведь часть истории культуры, искусства нашей страны», — говорит Лаура Андронова, начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций ЮниКредит Банка.
Сегодня картины не только украшают стены главного офиса, как было задумано в начале 1990-х, и экспонируются в дополнительных. ЮниКредит Банк неоднократно демонстрировал свою коллекцию на выставках в России.
В залах московского Мультимедиа Арт Музея на выставке «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода» до 22 октября можно увидеть работы из собрания, не просто напрямую связанного с металлургией, но и в деталях — художественными средствами — представляющего ее производственную специфику. Инициатором создания такой коллекции стал акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров, он же определяет политику пополнения собрания.
«Коллекция начала складываться и обретать свое лицо еще в 1990-е годы, — рассказывает Комаров. — В то время, разглядывая рисунки художника Александра Лабаса, я приметил легко узнаваемые специалистами сюжеты из „металлургической жизни“. Тогда и возникла идея составить своеобразную живописную летопись советского сталелитейного дела, которая в результате вылилась в коллекцию работ признанных мастеров XX века».
Сегодня коллекция насчитывает свыше 450 живописных полотен и графических работ художников 1920–1980-х годов. При составлении собрания особое внимание уделялось сюжетам, где тема металлургии отражена наиболее полно и разносторонне: горячий цех, тонкости производственного процесса, портретные зарисовки металлургов. Среди художников, представленных в коллекции, известные широкой публике имена: Николай Дормидонтов, Екатерина Зернова, Петр Котов, Александр Лабас, Аристарх Лентулов, Павел Соколов-Скаля, Моисей Фейгин и многие другие.
Коллекция постоянно размещается в офисах группы ЧТПЗ в Челябинске и Москве, а выставка в МАММ стала первым опытом показа собрания широкой публике (до этого были лишь небольшие экспозиции в компании «РОСНАНО» и других).
«Современное искусство и бизнес, как ни странно, во многом схожи, — говорит Марина Ситнина, корпоративный директор коллекции Газпромбанка, — ведь в основе их развития лежат креативные и инновационные идеи. Собирая современное нам искусство и художников, мы надеемся не только способствовать развитию инновационных моделей мышления, необходимых для новых технологических решений, научного прогресса и модернизации, но и отразить определенный срез времени, дать тем, кто придет нам на смену, возможность лучше понять наше „сегодня“».
Срез времени, который представляет банковская коллекция, — с начала 1990-х годов по сегодняшний день, и это первое в стране корпоративное собрание, посвященное искусству «новой России». Именно такую концепцию одобрило правление банка, принимая решение о создании корпоративной художественной коллекции, которая начала формироваться с 2012 года.
На сегодняшний день в собрании Газпромбанка, курирует которое Тереза Мавика, более 800 единиц хранения и свыше 70 имен. Оно включает в себя работы как признанных мастеров вроде Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, так и молодых художников, среди которых Арсений Жиляев, Дарья Иринчеева, Таус Махачева, Александра Пирогова, Сергей Сапожников. Банк пополняет собрание произведениями всех жанров и техник: от живописи до мультимедийных проектов и инсталляций. Если есть возможность, то приобретаются не отдельные работы, а цельные проекты, и, кроме того, Газпромбанк инициирует создание художниками новых произведений — специально для коллекции.
Объем и состав коллекции предъявляют требования к формату хранения, поэтому в 2016 году Газпромбанк открыл специальное фондохранилище, соответствующее самым высоким международным музейным стандартам безопасного хранения произведений искусства, оно оборудовано современной климатической установкой, системами безопасности, пожаротушения и развески. Для учета и управления коллекцией банк использует цифровой программный комплекс Collector Systems.
Публично выставлять все собрание, включая масштабные инсталляции, пока не представляется возможным, поэтому избранные работы демонстрируются в клиентских и офисных зонах Газпромбанка, а основная часть коллекции находится в фондохранилище.
Зато банк не ограничивает свою выставочную активность на внешних площадках в России и за рубежом. Произведения из его собрания уже участвовали в более чем 50 музейных и других выставочных проектах, российских и международных арт-форумах. В планах на 2018 год — проведение международных выставок, посвященных искусству современной России, где будут представлены работы только из корпоративной коллекции Газпромбанка.