18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сhristie’s выставил полотно Леонардо да Винчи на торги современного искусства в Нью-Йорке

15 ноября среди топ-лотов вечернего аукциона послевоенного искусства будет и полотно титана эпохи Возрождения из коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Предварительная оценка — $100 млн

Ситуация парадоксальная: картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала топ-лотом аукциона современного и послевоенного искусства наряду с произведениями Энди Уорхола и других художников второй половины ХХ века, в том числе ныне живущих. Свое решение продавать «Спасителя мира» (именно так называется работа Леонардо) на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «„Спаситель мира“ — картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках. Мы посчитали, что продажа картины на торгах в контексте произведений послевоенного и современного искусства станет еще одним доказательством ее вечной актуальности», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Впрочем, подобная маркетинговая стратегия может иметь и более прозаическое объяснение. Не секрет, что в последнее время именно вечерние аукционы современного искусства в Нью-Йорке (проходят дважды в год, в мае и ноябре) притягивают самых крупных коллекционеров и арт-дилеров, а значит, и самых платежеспособных покупателей. Здесь (только на аукционе Sotheby’s) полгода назад японский миллиардер Юсаку Маэдзава приобрел работу Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн, установив рекорд цены на произведение, созданное после 1980 года. Очевидно, руководство аукционного дома Christie’s сочло, что как раз на подобных торгах выше всего шансы найти нового владельца и для «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, оцененного в $100 млн. Тем более что на традиционных торгах старых мастеров (ближайшие состоятся в декабре в Лондоне и в январе в Нью-Йорке) подобных эстимейтов попросту не бывает.

Последнюю работу Леонардо да Винчи, находящуюся в частном собрании, решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя в последние годы постоянно появляется в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье, обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию (оценивается примерно в $2 млрд), а во-вторых, он постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, выручая за произведения обычно куда меньше, чем заплатил. О некоторых сделках Дмитрия Рыболовлева мы уже писали. Наконец дошла очередь и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.

Примечательна история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной или безвозвратно утраченной. Поясное изображение Христа кисти Леонардо впервые было документально зафиксировано в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке оно хранилось в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя» приобретает сэр Чарльз Робинсон как произведение последователя Леонардо, Бернардино Луини. Тогда же работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изображение Христа уходит с молотка за £45 и вновь исчезает из поля зрения почти на полвека.

В 2005 году картина была приобретена нью-йоркским арт-дилером Александром Пэришем как произведение одного из учеников Леонардо всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. После экспертизы она была атрибутирована как работа самого мастера. Авторство подтвердили авторитетные специалисты по творчеству Леонардо, а в 2011 году на выставке «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе» в Национальной галерее в Лондоне полотно стало сенсацией. В 2013 году картина была продана группой дилеров Иву Бувье за $80 млн (частная сделка проходила при участии Sotheby’s), который практически сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн. Таким образом, даже если «Спаситель мира» уйдет на торгах 15 ноября больше чем за $100 млн, едва ли миллиардеру удастся вернуть вложенные средства (нужно помнить и о комиссии Christie’s).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+