18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сhristie’s выставил полотно Леонардо да Винчи на торги современного искусства в Нью-Йорке

15 ноября среди топ-лотов вечернего аукциона послевоенного искусства будет и полотно титана эпохи Возрождения из коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Предварительная оценка — $100 млн

Ситуация парадоксальная: картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала топ-лотом аукциона современного и послевоенного искусства наряду с произведениями Энди Уорхола и других художников второй половины ХХ века, в том числе ныне живущих. Свое решение продавать «Спасителя мира» (именно так называется работа Леонардо) на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «„Спаситель мира“ — картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках. Мы посчитали, что продажа картины на торгах в контексте произведений послевоенного и современного искусства станет еще одним доказательством ее вечной актуальности», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Впрочем, подобная маркетинговая стратегия может иметь и более прозаическое объяснение. Не секрет, что в последнее время именно вечерние аукционы современного искусства в Нью-Йорке (проходят дважды в год, в мае и ноябре) притягивают самых крупных коллекционеров и арт-дилеров, а значит, и самых платежеспособных покупателей. Здесь (только на аукционе Sotheby’s) полгода назад японский миллиардер Юсаку Маэдзава приобрел работу Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн, установив рекорд цены на произведение, созданное после 1980 года. Очевидно, руководство аукционного дома Christie’s сочло, что как раз на подобных торгах выше всего шансы найти нового владельца и для «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, оцененного в $100 млн. Тем более что на традиционных торгах старых мастеров (ближайшие состоятся в декабре в Лондоне и в январе в Нью-Йорке) подобных эстимейтов попросту не бывает.

Последнюю работу Леонардо да Винчи, находящуюся в частном собрании, решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя в последние годы постоянно появляется в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье, обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию (оценивается примерно в $2 млрд), а во-вторых, он постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, выручая за произведения обычно куда меньше, чем заплатил. О некоторых сделках Дмитрия Рыболовлева мы уже писали. Наконец дошла очередь и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи.

Примечательна история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной или безвозвратно утраченной. Поясное изображение Христа кисти Леонардо впервые было документально зафиксировано в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке оно хранилось в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя» приобретает сэр Чарльз Робинсон как произведение последователя Леонардо, Бернардино Луини. Тогда же работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изображение Христа уходит с молотка за £45 и вновь исчезает из поля зрения почти на полвека.

В 2005 году картина была приобретена нью-йоркским арт-дилером Александром Пэришем как произведение одного из учеников Леонардо всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. После экспертизы она была атрибутирована как работа самого мастера. Авторство подтвердили авторитетные специалисты по творчеству Леонардо, а в 2011 году на выставке «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе» в Национальной галерее в Лондоне полотно стало сенсацией. В 2013 году картина была продана группой дилеров Иву Бувье за $80 млн (частная сделка проходила при участии Sotheby’s), который практически сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн. Таким образом, даже если «Спаситель мира» уйдет на торгах 15 ноября больше чем за $100 млн, едва ли миллиардеру удастся вернуть вложенные средства (нужно помнить и о комиссии Christie’s).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+