18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Российский антикварный салон: последний раз на старом месте

Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже

Последние несколько месяцев российское арт-сообщество серьезно беспокоили новости о судьбе Центрального дома художника и мероприятий, которые там проходят уже не первое десятилетие. Однако 43-й Российский антикварный салон открылся по графику и на старом насиженном месте — начав с традиционного пятничного превью под звуки духового оркестра, марширующего по проходам между стендами галерей. Сохранение ритуалов, географии и заведенного порядка работы Салона в определенном смысле выглядит успокаивающе: на первом этаже торгуют журналами и профильной литературой (тут же обосновались образовательные и экспертные организации), самые серьезные галереи с топовыми вещами занимают VIP- зону второго этажа, а на антресолях и третьем этаже расположились участники с широким (иногда уходящим в винтаж) ассортиментом и более демократичными ценами. Из легких нововведений — два специально выделенных в планировке Салона тематических раздела, сформированных из произведений галерей-участников: один посвящен графике, второй — искусству ХХ века (охватывает все советское искусство от соцреализма до
нонконформистов).

На своем месте ставший привычным и ожидаемым специальный проект Салона: на этот раз выставка «Русская икона Серебряного века» из собраний Музея Андрея Рублева, Музея русской иконы Михаила Абрамова и частных коллекций. Экспозиция позволяет оценить, как художественные искания начала ХХ века преломлялись в работах иконописцев-новаторов Николая Емельянова, Алексея Вашурова и Якова Богатенко, и, конечно, увидеть произведения декоративно-прикладного искусства — драгоценные киоты, оклады икон (во многом именно из-за прекрасного исполнения которых иконы того времени стали так популярны у широкой публики в качестве статусных подарков). Тут особое внимание уделено работам С.И. Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья».

Этой осенью Салон по количеству участников (после некоторого весеннего спада) вернулся к показателям прошлого года — в итоге представлено более 270 галерей. Мебель и декоративно-прикладное искусство классицизма можно найти в «Антикварном салоне А. Лелянова» (Санкт-Петербург), где в центре внимания редкий туалетный стол красного дерева работы Г. Гамбса, оцененный в $120 тыс. У галереи «Русская усадьба», также работающей с мебелью этой эпохи, тоже есть свой туалетный столик — и с прекрасным провенансом, принадлежавший в свое время родственнице И. Тургенева и семье Кропивницких (1,5 млн руб.). В галерее «Два века» солидная коллекция бисерных сумочек XIX века (около 40 штук) продается за $70 тыс.

В галерее «Элизиум» привлекают особое внимание две работы Василия Поленова — «Река Оять» ($120 тыс.) и полотно, входящее в цикл «Из жизни Христа» (в шестой его раздел под названием «Последние дни»); акварель Александра Бенуа «Людовик XIV. Кормление рыб» оценена в $45 тыс. Галерея «Веллум», переселившаяся на более заметное место центральной зоны, представляет хорошую подборку искусства ХХ века (от «Кикиморы. Эскиз декорации “Русские сказки”» Михаила Ларионова до бронзовой «Космической Одиссеи» Эрнста Неизвестного) с чудесной работой Владимира Лебедева «Девушка с букетом» 1933 г.

В «Арбатской находке» — две работы Зинаиды Серебряковой: «Дама в голубом» ($80 тыс.) и «Дети у стола» ($60 тыс.). Продолжая двигаться по авторам Серебряного века, можно обнаружить и Константина Сомова: в галерее «Русские сезоны» портрет Евгении Соломоновны Мациевой оценен в $20 тыс., — там же большая сомовская «Галантная сцена», вариант эскиза иллюстрации для легендарной «Книги маркизы», и интересная коллекция портретной миниатюры (мужской портрет работы Питера Эдварда Строли оценен в $15 тыс., а миниатюра с женским профилем работы Августина
Христиана Ритта — в $ 12 тыс.).

Мебель модерна стоит посмотреть в «Алексеевском подворье». Гарнитур со зверино-растительными мотивами (три стула и кресло) стоит $15 тыс., скамья, выполненная по эскизу Елены Поленовой, — $5 тыс., а небольшие, очень стильные абрамцевские аптечки — вполне гуманно, по 25 тыс. руб.

На стенде цюрихского аукционного дома Koller можно обнаружить коллекцию работ старых мастеров, где триптих «Поклонение волхвов» авторства монограммиста HKH (Антверпен, 1520) оценен в $850 тыс., натюрморт «Аллегория брака» Клары Питерс (Clara Peeters) (Антверпен, 1659) стоит $450 тыс., «Натюрморт с цветами, ящерицами и лягушками Абрахама Миньона (Abraham Mignon, 1670) — $1,6 млн, а «Интерьер церкви» Бартоломеуса ван Бассена (1623) — $150 тыс. По соседству с ними — феерическая работа Сальвадора Дали 1974 года (по некоторым сведениям, якобы проданная еще до открытия Салона за $5 млн), созданная путем «трансформации», а проще говоря, «дорисовывания» картины Маттиаса Герунга (Matthias Gerung) XVI века, на которой средневековая красавица смотрится в зеркало, показывающее ей более чем странное отражение. 

Любители жанровой живописи (и умиротворяющих сюжетов) оценят картину француза Огюста Тульмуша «Девушка с попугаем», которая продается за $20 тыс. по соседству с работой Шильдера «Перед грозой» ($320 тыс.) и «Мельницами» Поленова ($250 тыс.). На парных картинах другого французского автора, Фарамона Бланшара, «Сцены из Кавказской войны» ($35 тыс. за пару) в галерее «Наше наследие» разворачиваются гораздо более драматические события. И уж совсем суровый сюжет можно найти в антикварном салоне «На Ордынке», где продается фаянсовое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» (1934 г.)

На своих местах галереи «Евразия», «Восточная коллекция» и «Искусство Востока» с искусством Японии и Китая, у галереи «Кардашиди-арт» — коллекция иконописи с XVI до начала XX в. (школа Центральной России, а также московская, новгородская и псковская), художественное стекло эпохи ар-деко работы Мариуса Сабино — в галерее «АА-АмпирАнтик».

В общем, после посещения стабильно работающего антикварного Салона (атмосферу спокойствия нарушила разве что пожарная тревога, прозвучавшая на ярмарке в воскресенье, но оказавшаяся, к счастью, ложной) остается главный вопрос: как старейшая российская антикварная ярмарка с уже сформировавшимися традициями и составом участников переживет заявленное переселение на новое место? То, что 44-й Российский антикварный салон пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже, по сути является главной на текущий момент интригой нашего антикварного рынка. Перемещение (неважно, временное или постоянное) на престижную, но сложную выставочную площадку может как открыть для ярмарки новые перспективы, так и подорвать ее силы. Будем все-таки надеяться на первое.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+