18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Затонувшие сокровища Екатерины Великой все-таки сохранились?

Обломки судна XVIII века, перевозившего в Санкт-Петербург сокровища, купленные для Екатерины II, возможно, вскоре будут подняты со дна Финского залива. «Фрау Мария» затонула спустя месяц после того, как отправилась в плавание из Амстердама в 1771 году.

На голландском корабле находится крупная коллекция предметов искусства наследников Геррита Браамкампа, голландского лесопромышленника и мецената, приобретенная агентами императрицы на аукционе. Действуя согласно инструкции самодержицы («покупайте то, что в моем вкусе; платите столько, сколько это стоит»), русский посол в Гааге князь Дмитрий Голицын купил коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых, по мнению экспертов, могут находиться полотна Рембрандта, Рубенса, Геррита Доу и Паулюса Поттера. По свидетельству Ээро Эханти, историка искусства и реставратора из Национального совета Финляндии по древностям, Екатерина посетовала о потере картин в письме Вольтеру. Обломки, которые лежат на глубине 41 м, были обнаружены в 1999 году группой дайверов во главе с финским историком Кристианом Альстремом, который еще в 1970-х годах нашел в архивах упоминание о корабле. Его экспедиция получила разрешение Национального совета Финляндии по древностям поднять около шести экспонатов с судна, но вскоре дело застопорилось: дайверы стали судиться за проценты, положенные от государства за обнаружение клада, и иск проиграли. На подводные сокровища претендуют сразу три страны: Финляндия, Россия и Швеция. Дело в том, что, когда произошло кораблекрушение, Финляндия находилась под властью Швеции, а позже стала частью Российской империи и только в 1918 году получила независимость. По факту же обломки сейчас находятся в финских территориальных водах.

Михаил Пиотровский, президент Союза музеев РФ, в ноябре встречался с Пеккой Рави, генеральным секретарем финской Ассоциации музеев и вице-спикером парламента. Российская сторона предложила организовать совместную экспедицию на затонувшее судно. «Этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать», — сказал Пиотровский в интервью агентству «ИТАР-ТАСС». «Идеально было бы, если бы мы могли поднять корабль со дна целиком и сохранять его в регулируемых условиях микроклимата, например в специальном бассейне», — говорит Риикка Альвик, археолог и специалист по финским древностям. Исследования показали, что двухмачтовый флейт практически не пострадал: более 90% корпуса судна не тронуто. Хотя и маловероятно, что картины сохранились, надежда все же остается, пока обломки не подняты. «Есть версия, что полотна перевозились в запечатанных свинцовых колбах, а это значит, что они могли сохранить герметичность», — говорит Ээро Эханти. Представители виртуального музея «Фрау Мария» считают, что картины или их фрагменты уцелели. По их мнению, корабль можно было бы поднять и превратить в мобильный музей, который бы путешествовал между Санкт-Петербургом, Финляндией, Швецией и Амстердамом.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+