18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К счастливому детству всегда готовы!

№57
Материал из газеты

Русский музей показывает выставку на тему детства в Советском Cоюзе

Гуманистический блокбастер — более 100 произведений 150 художников из богатого собрания Русского музея, от хрестоматийных полотен и графических листов до предметов декоративно-прикладного искусства, раритетных фарфоровых статуэток и пионерских значков — все на тему детства в советском искусстве. 

В нем сосуществовало два мира. Один — живописи и отчасти скульптуры, наследующий тему детей у Валентина Серова, Михаила Врубеля, Кузьмы Петрова-Водкина. Другой — идеологизированное производство социального плаката и такой же скульптуры. На одном полюсе — картина «Юная натуралистка» Алексея Пахомова с изображением девочки, кормящей птицу с рук, или его же «Спор во ржи», где повздорили двое мальчишек, одетые в точно выверенные художником тона — розовый-голубой и синий-желтый. На другом — плакат Ивана Симакова «Неделя ребенка. Дети — наше будущее. Все лучшее надо отдать им», где вместо «отдать» мальчику вручен молот, а девочке — серп, и дети послушно скрестили инструменты на фоне восходящего солнца. Или многофигурная композиция из бисквита Владимира Богатырева и Галины Столбовой «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!». Впрочем, скульптура не поддается простому делению на идейное и безыдейное. В 1938 году Анна Крыжановская создает «Буденыша» — и тогда же невинную серию, в частности «Мальчика с котенком». Скульптура Беатрисы Сандомирской «Всегда готов!» в виде голого пупса, который пытается салютовать пионерским жестом, и вовсе выглядит пародийной. 

Любопытны и редко выставляемые изображения первых советских беспризорников, созданные художником Самуилом Виханским, скульптором Ильей Гинцбургом. Предчувствием же оттепели воспринимаются картины Аркадия Пластова 1950-х «Юность» («Отдых») и «Витя-подпасок». После хрущевских реформ детская тема окончательно разделилась на изображение частной жизни, где художники любуются детьми (Валерий Ватенин, Дмитрий Каминкер, Андрей Мыльников), и пафосные плакаты типа «Миру — мир». Разумеется, тема «Дети Страны Советов» невозможна без подзабытой ныне дружбы народов. Здесь, конечно, лидеры — «Девочка с арбузом» Семена Чуйкова и «Пионерка с мыса Дежнева» Николая Христолюбова. 

Государственный Русский музей
Дети Страны Советов
До 20 ноября 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+