18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К счастливому детству всегда готовы!

№57
Материал из газеты

Русский музей показывает выставку на тему детства в Советском Cоюзе

Гуманистический блокбастер — более 100 произведений 150 художников из богатого собрания Русского музея, от хрестоматийных полотен и графических листов до предметов декоративно-прикладного искусства, раритетных фарфоровых статуэток и пионерских значков — все на тему детства в советском искусстве. 

В нем сосуществовало два мира. Один — живописи и отчасти скульптуры, наследующий тему детей у Валентина Серова, Михаила Врубеля, Кузьмы Петрова-Водкина. Другой — идеологизированное производство социального плаката и такой же скульптуры. На одном полюсе — картина «Юная натуралистка» Алексея Пахомова с изображением девочки, кормящей птицу с рук, или его же «Спор во ржи», где повздорили двое мальчишек, одетые в точно выверенные художником тона — розовый-голубой и синий-желтый. На другом — плакат Ивана Симакова «Неделя ребенка. Дети — наше будущее. Все лучшее надо отдать им», где вместо «отдать» мальчику вручен молот, а девочке — серп, и дети послушно скрестили инструменты на фоне восходящего солнца. Или многофигурная композиция из бисквита Владимира Богатырева и Галины Столбовой «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!». Впрочем, скульптура не поддается простому делению на идейное и безыдейное. В 1938 году Анна Крыжановская создает «Буденыша» — и тогда же невинную серию, в частности «Мальчика с котенком». Скульптура Беатрисы Сандомирской «Всегда готов!» в виде голого пупса, который пытается салютовать пионерским жестом, и вовсе выглядит пародийной. 

Любопытны и редко выставляемые изображения первых советских беспризорников, созданные художником Самуилом Виханским, скульптором Ильей Гинцбургом. Предчувствием же оттепели воспринимаются картины Аркадия Пластова 1950-х «Юность» («Отдых») и «Витя-подпасок». После хрущевских реформ детская тема окончательно разделилась на изображение частной жизни, где художники любуются детьми (Валерий Ватенин, Дмитрий Каминкер, Андрей Мыльников), и пафосные плакаты типа «Миру — мир». Разумеется, тема «Дети Страны Советов» невозможна без подзабытой ныне дружбы народов. Здесь, конечно, лидеры — «Девочка с арбузом» Семена Чуйкова и «Пионерка с мыса Дежнева» Николая Христолюбова. 

Государственный Русский музей
Дети Страны Советов
До 20 ноября 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+