18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»

№57
Материал из газеты

Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки

Впервые Русский музей решил совместить в одном, сравнительно небольшом проекте (100 произведений) Илью Репина и Казимира Малевича, Валентина Серова и Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова. Получилось просветительское шоу о «великой утопии», дополненное цитатами из литературы, писем и воспоминаний самих художников.


Четверть века назад такое название получила первая большая международная выставка о русском авангарде. Но «Мечты о мировом расцвете» — это не только и не столько про авангард. Временные рамки представленных произведений — 1903–1934 год. В аллегорической картине «Какой простор!» Репин изобразил парочку, стоящую по колено в бурных волнах Финского залива. Речь, ра­зумеется, не о шалостях молодости: залезли в ледяную воду при полном параде. Вешняя вода — символ обновления. «В живописи я моложусь», — признавался 59-летний художник своей корреспондентке Марианне Веревкиной по поводу этой картины. Только ошибся Илья Ефимович: скоро бурные воды истории накрыли его персонажей с головой.

Но до этого еще будут интеллигентские восторги и опьянение свободой в картине «17 октября 1905 года» того же Репина. Несмотря на то что Валентин Серов уже создал антимонархическую картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» — о расстреле мирной демонстрации рабочих 9 января.

Музей не мог упустить возможности показать побольше Филонова. «Кому нечего терять», «Пир королей», «Германская война», «Перерождение человека», «Ввод в мировой расцвет»... Мечты основателя аналитического искусства — космичные и вневременные, но порождены российской историей, свидетелем которой он оказался. Как заметил о революционных днях в Петрограде Борис Кустодиев, «здесь все кипит... Такой улицы надо столетиями дожидаться». Кипение вылилось в картины «Большевик» и «Демонстрация на площади Урицкого». Впрочем, партиец ростом со среднюю церковь, шагающий по морю человечков, — из разряда безошибочных предчувствий.

«Красный квадрат» Малевича и «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина созданы в 1915 году, но выглядят иконами из одного коммунистического «чина». Как мечта о новом, совершенном человеке. Но до него еще очень далеко. В 1918-м Петров-Водкин пишет натюрморт «Селедка», чтобы хоть как-то заглушить жуткий петроградский голод. Русский музей не мог отказать себе в удовольствии показать и свое фирменное блюдо — «круг художников». Грозную, как сфинкс, зеленую «Кондукторшу» Самохвалова, синий «Сенокос» Алексея Пахомова, фиолетовый «Турбокорпус завода „Электросила“» Вячеслава Пакулина. Авторы утрируют цвет, создавая настроение праздника труда.

В 1932 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Через два года первый председатель правления ЛОСХ Петров-Водкин пишет картину «1919 год. Тревога». Мужчина выглядывает в окно, игнорируя жену и двух маленьких детей. Позже художник объяснит этот сюжет «боязнью за то, чтобы не дрогнули завоевания революции». Мечты о мировом расцвете закончились, впереди был большой террор в отдельно взятой большой стране.  

Русский музей
Мечты о мировом расцвете
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+