18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей архитектуры глазами директора

№57
Материал из газеты

Книга Ирины Коробьиной соединяет в себе рассказ о музейной практике с теоретическими рассуждениями о том, на каких концептуальных принципах должна бы сегодня строиться эта работа

К какому жанру отнести эту книгу? Лучше всего — ко многим сразу, еще и взаимодействующим друг с другом. Представляя свой музей как креативное пространство, автор — бывший директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина превратила в такое пространство и собственную книгу: портрет музея изнутри, самой идеи музея.

Во-первых, это своего рода отчет о сделанном за шесть лет во главе учреждения (2010–2016). «Судьба воспротивилась, — иронизировала в одном интервью Коробьина, уволившаяся в прошлом году из-за несогласия с действиями Министерства  культуры, — моему превращению в „матерого директора“ федерального музея, который устало командует своими менеджерами, бегает на поклон к руководству и „решает вопросы“».

Во-вторых, это рассказ об истории музея (мы не раз убедимся в том, что он живое существо: с одной стороны, со своим духом и норовом, с другой — хрупкое, нуждающееся в защите) и о том, как институция и человек меняют друг друга.

В-третьих, антропология и психология музейной работы, ее динамика и драма. Что за люди заняты этой работой? «Музейные директора — особая каста», — говорит автор. И тут немедленно изгоните из своего воображения образы скучных педантов, присыпанных пылью веков. «В вашей жизни появляется нечто большее, чем собственные проекты и интересы; нечто, вам не принадлежащее, но требующее отдачи всего себя без остатка; нечто, за что вы начинаете сражаться, как на войне...»

И главное, перед нами теоретический трактат и манифест того, что такое музей сегодня и как он должен быть устроен, какие задачи у этого живого организма в целом и у его частей — от постоянной экспозиции до сувенирной лавки и сайта в интернете. Заявив в начале «музей сегодня — больше чем музей», автор затем доказывает этот исходный тезис. Хранилище памяти? Да. Исследовательская лаборатория? Конечно. Место для расширения опыта посетителей и попросту отдыха? Разумеется. Но, кроме того, ориентир, «формирующий целостную структуру архитектурного пространства России».

Издателям — отдельная читательская благодарность: книга уже самим внешним обликом вышла яркая, живая и обращенная столько же к уму читателя, сколько к его глазу и воображению.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+