18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей архитектуры глазами директора

№57
Материал из газеты

Книга Ирины Коробьиной соединяет в себе рассказ о музейной практике с теоретическими рассуждениями о том, на каких концептуальных принципах должна бы сегодня строиться эта работа

К какому жанру отнести эту книгу? Лучше всего — ко многим сразу, еще и взаимодействующим друг с другом. Представляя свой музей как креативное пространство, автор — бывший директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина превратила в такое пространство и собственную книгу: портрет музея изнутри, самой идеи музея.

Во-первых, это своего рода отчет о сделанном за шесть лет во главе учреждения (2010–2016). «Судьба воспротивилась, — иронизировала в одном интервью Коробьина, уволившаяся в прошлом году из-за несогласия с действиями Министерства  культуры, — моему превращению в „матерого директора“ федерального музея, который устало командует своими менеджерами, бегает на поклон к руководству и „решает вопросы“».

Во-вторых, это рассказ об истории музея (мы не раз убедимся в том, что он живое существо: с одной стороны, со своим духом и норовом, с другой — хрупкое, нуждающееся в защите) и о том, как институция и человек меняют друг друга.

В-третьих, антропология и психология музейной работы, ее динамика и драма. Что за люди заняты этой работой? «Музейные директора — особая каста», — говорит автор. И тут немедленно изгоните из своего воображения образы скучных педантов, присыпанных пылью веков. «В вашей жизни появляется нечто большее, чем собственные проекты и интересы; нечто, вам не принадлежащее, но требующее отдачи всего себя без остатка; нечто, за что вы начинаете сражаться, как на войне...»

И главное, перед нами теоретический трактат и манифест того, что такое музей сегодня и как он должен быть устроен, какие задачи у этого живого организма в целом и у его частей — от постоянной экспозиции до сувенирной лавки и сайта в интернете. Заявив в начале «музей сегодня — больше чем музей», автор затем доказывает этот исходный тезис. Хранилище памяти? Да. Исследовательская лаборатория? Конечно. Место для расширения опыта посетителей и попросту отдыха? Разумеется. Но, кроме того, ориентир, «формирующий целостную структуру архитектурного пространства России».

Издателям — отдельная читательская благодарность: книга уже самим внешним обликом вышла яркая, живая и обращенная столько же к уму читателя, сколько к его глазу и воображению.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+