К какому жанру отнести эту книгу? Лучше всего — ко многим сразу, еще и взаимодействующим друг с другом. Представляя свой музей как креативное пространство, автор — бывший директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина превратила в такое пространство и собственную книгу: портрет музея изнутри, самой идеи музея.
Во-первых, это своего рода отчет о сделанном за шесть лет во главе учреждения (2010–2016). «Судьба воспротивилась, — иронизировала в одном интервью Коробьина, уволившаяся в прошлом году из-за несогласия с действиями Министерства культуры, — моему превращению в „матерого директора“ федерального музея, который устало командует своими менеджерами, бегает на поклон к руководству и „решает вопросы“».
Во-вторых, это рассказ об истории музея (мы не раз убедимся в том, что он живое существо: с одной стороны, со своим духом и норовом, с другой — хрупкое, нуждающееся в защите) и о том, как институция и человек меняют друг друга.
В-третьих, антропология и психология музейной работы, ее динамика и драма. Что за люди заняты этой работой? «Музейные директора — особая каста», — говорит автор. И тут немедленно изгоните из своего воображения образы скучных педантов, присыпанных пылью веков. «В вашей жизни появляется нечто большее, чем собственные проекты и интересы; нечто, вам не принадлежащее, но требующее отдачи всего себя без остатка; нечто, за что вы начинаете сражаться, как на войне...»
И главное, перед нами теоретический трактат и манифест того, что такое музей сегодня и как он должен быть устроен, какие задачи у этого живого организма в целом и у его частей — от постоянной экспозиции до сувенирной лавки и сайта в интернете. Заявив в начале «музей сегодня — больше чем музей», автор затем доказывает этот исходный тезис. Хранилище памяти? Да. Исследовательская лаборатория? Конечно. Место для расширения опыта посетителей и попросту отдыха? Разумеется. Но, кроме того, ориентир, «формирующий целостную структуру архитектурного пространства России».
Издателям — отдельная читательская благодарность: книга уже самим внешним обликом вышла яркая, живая и обращенная столько же к уму читателя, сколько к его глазу и воображению.