18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Во всем ли можно верить Джорджо Вазари?

№57
Материал из газеты

В лондонской Национальной галерее пересчитали малоизвестные картины мастеров Болоньи и Феррары, сведя их воедино в фундаментальном и подробно откомментированном каталоге

В жизнеописании Бенвенуто Гарофало из Феррары, опубликованном в 1568 году, Джорджо Вазари признавался, что хотел бы рассказать более подробно о североитальянских художниках, но не имел возможности увидеть их работы воочию. Когда же чуть позднее увидел, то был поражен количеством «замечательных и достойных мастеров». Искусство Северной Италии XVI века часто остается в стороне от путей культурных пилигримов, хотя заслуживает их внимания ничуть не меньше, чем мастерство художников Флоренции, Венеции и Рима.

Третий том The Sixteenth Century Italian Paintings («Итальянская живопись XVI столетия»), опубликованный
в рамках долгосрочного проекта лондонской Национальной галереи по новой каталогизации ее коллекции, посвящен городам Феррара и Болонья. Том подготовили экс-директор музея Николас Пенни и научный сотрудник Джорджия Манчини.

Культурное своеобразие Феррары сложилось при герцогах д’Эсте, определявших судьбы таких мастеров XV века, как Козимо Тура, Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти. Правивший в Болонье род Бентивольо тоже покровительствовал искусствам, хотя и менее успешно: после серии народных волнений и убийств город в 1513 году был захвачен папскими войсками. Феррара же сохраняла независимость от Святого престола до 1598 года, когда кардинал Пьетро Альдобрандини присоединил ее к Папской области.

Многие художники, представленные в книге, работали по всему региону. К примеру, уроженец Феррары Лоренцо Коста в 1481–1482 годах отправился в Болонью. В 1488-м он завершил там свой первый крупный заказ — четыре больших полотна для семейной часовни Джованни II Бентивольо в церкви Сан-Джакомо Маджоре. С 1506 года Коста обосновался в Мантуе, где прожил до самой своей смерти, заняв после Мантеньи пост придворного живописца Изабеллы д’Эсте. Национальная галерея владеет прекрасной коллекцией работ Косты и его мастерской. Здесь хранится, к примеру, монументальный алтарный образ «Пала Строцци», а также более камерные светские картины. Умение художника точно схватывать характер изображаемого видно, к примеру, в «Мужском портрете» (1507–1508), хотя каталог ставит под сомнение его традиционную трактовку как портрета Баттисты Фиеры, врача и поэта из Мантуи.

Еще один уроженец Феррары и, если верить Вазари, ученик Косты Доссо Досси впервые проявил себя в Мантуе в 1512 году. Манера Досси отражает влияние венецианской школы, Джорджоне и Тициана, однако творчество его отличают крайне индивидуальные черты — смелые отрывистые мазки и странно искаженные лица, как в «Поклонении волхвов» (около 1530–1542).

Болонский живописец и золотых дел мастер Франческо Франча был чрезвычайно популярен у английской публики XIX века; когда в июне 1841 года Национальная галерея приобрела его алтарную картину из дворца Буонвизи (1511–1517), возле нее постоянно собирались восторженные эстеты. Рассказ Вазари о роковом приступе зависти Франчи при взгляде на «Святую Цецилию» Рафаэля, конечно же, литературная фантазия. Тем не менее его «Оплакивание Христа» (около 1510–1517) из собрания лондонского музея свидетельствует о том, что Франча действительно вдохновился композицией картины Рафаэля, а также гравюрой с нее, выполненной Маркантонио Раймонди.

После того как Феррара стала частью Папской области, многие произведения искусства осели в Риме, в частных галереях богатых кардиналов вроде Альдобрандини и Шипионе Боргезе. Во время наполеоновской оккупации эти богатства щедро распродавались, и многое оказалось в Лондоне. Их появление в Англии совпало с возникновением моды на «примитивы» эпохи Возрождения. Алтарные образы оказывались оторванными от своего архитектурного окружения, а фрагменты более крупных ансамблей вырезались и превращались в прямоугольные «галерейные картины». Красной нитью по всему каталогу проходит тема нового обрамления, реставрации и показа произведений североитальянских мастеров на протяжении последних двух веков.

Перемена вкусов продолжает влиять на то, как ученые и публика воспринимают ренессансную живопись. К примеру, боготворимый в викторианскую эпоху Франческо Франча теперь полузабыт. Однако, чем больше музеи вкладываются в исследования искусства старых мастеров, тем дольше шедевры сохранят свое значение, дабы вести разговор с будущими поколениями.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+