18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церковь в Мелётове за зиму может быть потеряна безвозвратно

Реставраторы уверены, что дальнейшее разрушение церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово под Псковом приведет к обрушению свода придела и утрате фресок XV века

Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), с лета и до недавнего времени проводившие в церкви Успения Богородицы в Мелётове экстренные противоаварийные работы по спасению фресок, утверждают, что без восстановления самого здания сохранить его уникальную роспись не удастся. В акте осмотра объекта культурного наследия федерального значения (документ есть в распоряжении TANR) говорится, что дальнейшее разрушение несущих конструкций Никольского придела церкви приведет к обрушению его свода, а затем и южной стороны основного объема храма. Особо подчеркивается, что «предстоящий зимний сезон может стать решающим для памятника».

При этом в начале октября подведомственная Минкультуры РФ Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации отменила ряд объявленных в августе — сентябре конкурсов на общую сумму более 1,4 млрд руб., в том числе на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ церкви в Мелётове. Юрий Киселев, директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит храм, рассказал TANR, что «мы и еще 21 объект были выведены из этого списка министерством».

«Ничего конкретного по этому поводу я пока сказать не могу», — заявил он. Причины, по которым был отменен конкурс, неизвестны и искусствоведу МНРХУ Полине Тычинской, которая принимала участие в противоаварийных работах и обследовании храма.

«Вообще в последнее время часто происходят всякого рода аномалии с организацией реставрационных работ. Дополнительные проблемы возникли именно в текущем году, когда финансирование на многие древние памятники пошло не через само министерство, а через его Северо-Западную дирекцию, которая, видимо, до этого не сталкивалась с вопросами реставрации древнерусских храмов», — отметила эксперт. В Минкультуры РФ TANR не пояснили, что стало причиной отмены конкурсных процедур и как судьба памятников будет решаться в ближайшее время.

По мнению специалистов, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской Центра Грабаря и лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

Еще в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем по заказу Министерства культуры РФ оценила состояние церкви. Эксперты тогда предупредили, что ситуация «остро аварийная». «Стенописи разрушаются. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — писал тогда Лифшиц в заключении.

В этом году специалисты МНРХУ зафиксировали активное расширение существующих трещин и вновь образовавшиеся трещины северной стены четверика. Описывая состояние Никольского придела, реставраторы отметили, что в течение всего летнего сезона 2017 года стены продолжили активно разрушаться: крупные фрагменты кладки выпали в южной стене храма и в восточной части придела. «Комиссия пришла к выводу, что скорость деструктивных процессов на памятнике увеличивается постоянно, есть реальная опасность обрушения памятника, и не исключено, что это произойдет очень быстро», — говорится в новом заключении экспертов.

Статьи в СМИ и организованная в Центре имени Грабаря выставка «Мелётово. Время решений» способствовали привлечению внимания к памятнику. В частности, после первой публикации TANR об ухудшении состояния фресок ситуацией вокруг храма заинтересовался пожелавший остаться анонимным руководитель одного из столичных банков. Он заявил, что готов выделить собственные средства на восстановление церкви в случае отсутствия финансирования со стороны государства. Чиновники же свои обещания выполнили лишь отчасти: выигравшие первый тендер художники-реставраторы МНХРУ до середины октября проводили противоаварийные работы по консервации живописи храма, разработка документации для проведения дальнейших реставрационных работ пока что под вопросом. При этом по итогам круглого стола в рамках выставки «Мелётово. Время решений» была одобрена идея о запуске краундфандинга, и не исключено, что Псковскому государственному музею-заповеднику придется вернуться к этой теме.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+