18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразильские художники выступили против цензуры «высокомерных фундаменталистов»

Более тысячи художников и кураторов подписали документ, опубликованный продемократическим коллективом Pela Democracia («За демократию»)

На прошлой неделе группа бразильских художников и других специалистов, чья профессиональная деятельность связана с искусством, опубликовала открытое письмо, в котором осудила «распространение ненависти, нетерпимости и ограничение свободы выражения в искусстве и образовании» в стране. С тех пор его успели подписать более тысячи человек. По словам инициаторов открытого письма, «воинствующие правые, некоторые сегменты неопятидесятнических церквей, некоторые политики, члены правительства, представители бюрократического аппарата, полиция и прокуратура объединяют силы в борьбе против деятельности художников и институций. Они подвергают цензуре выставки, не дают покоя посетителям и работникам музеев, используют социальные сети, чтобы унижать и оскорблять людей, чье мнение не совпадает с их собственным».

В письме говорится о ряде событий, произошедших за последний год, в том числе о закрытии посвященной квир-искусству выставки в культурном центре Santander в Порту-Алегри, где были представлены работы таких художников, как Лижья Кларк и Адриана Варежьян, а также об отмене перформанса Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ). Перформанс включал демонстрацию обнаженного тела художника, руки и ноги которого трогал ребенок. Представители консервативных сил обвинили обе выставки в пропаганде порнографии и педофилии.

«В своем высокомерии эти фундаменталисты уклоняются от более внимательного анализа произведений и занимаются исключительно выискиванием непристойностей, фривольностей, порнографии и ереси. В этом нет никакого интеллектуального спора, нет вопросов, только насилие и нетерпимость», — говорится в письме.

По словам авторов письма, подобная реакция консервативных групп вписывается в более общую общественно-политическую тенденцию, зародившуюся в 2010 году в ответ на внедрение Национального плана продвижения прав человека, в задачи которого входит усиленная защита прав женщин и представителей ЛГБТ-сообщества. Позиции правых сил в стране укрепились в ходе их противостояния с Дилмой Русеф, отстраненной от должности президента после импичмента в 2016 году. «День за днем они ограничивают права личности, гражданские и социальные права в Бразилии, усложняя условия работы, ставя под угрозу свободу обучения в школах, защиту окружающей среды, однополые союзы и т.д.», — утверждается в письме.

Авторы письма обращаются с призывом «ко всем демократическим силам противостоять посягательствам на свободы и [недавние] социальные завоевания — на улицах, в законодательных органах, в судах; используя все доступные средства информационного взаимодействия». На заседании Национального конгресса Бразилии 19 октября это письмо было зачитано представителем Партии трудящихся, а на открытии выставки в Художественном музее Сан-Паулу, посвященной истории сексуальности в искусстве, — одним из художников. Под давлением со стороны консерваторов музей недавно был вынужден запретить вход на выставку посетителям младше 18 лет. В числе протестовавших против цензуры на открытии выставки был китайский художник Ай Вэйвэй, приехавший на бразильскую премьеру своего документального фильма «Человеческий поток» в рамках кинофестиваля в Сан-Паулу.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+