18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Топ-лоты русских торгов: в Лондон через Москву

В начале ноября сразу три аукционных дома проведут в российской столице выставки в преддверии лондонских торгов русского искусства

Sotheby’s, 1–2 ноября
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»

ул. Воздвиженка, д. 5/25
Часы работы: 11:00 – 21:00

На этот раз Sotheby’s показывает во флигеле Музея архитектуры топ-лоты сразу трех аукционов: «Русская живопись», «Русское декоративно-прикладное искусство» и «Искусство Советского Союза». Экспозиция разместится на двух этажах недавно отреставрированной «Руины» и будет буквально революционной с точки зрения дизайна: Sotheby’s впервые откажется от своего фирменного цвета стен в пользу красного — это своеобразный оммаж 100-летию революции 1917 года.

На протяжении двух дней, 1 и 2 ноября, можно будет увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов, в том числе работы Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, а также Таира Салахова, Гриши Брускина, Семена Файбисовича и Рината Волигамси. В центре внимания, несомненно, окажется картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

В Москву привезут целиком коллекцию живописи и гуашей Александры Экстер 1930-х годов, принадлежавшую Ихно Эзратти. Парижский бизнесмен еврейского происхождения был фактически обязан этой художнице жизнью — во время немецкой оккупации и массовой отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году Экстер удалось укрыть его. После окончания войны Эзратти смог вернуть свое состояние, и тут уже он начал помогать Экстер. В последние годы ее жизни он стал близким другом, а после смерти и исполнителем ее завещания. Основную часть творческого наследия «амазонки авангарда» он отправил в Нью-Йорк художнику Симону Лиссиму, ученику, душеприказчику и фактически наследнику Экстер. Однако сам Эзратти также унаследовал несколько работ, и вместе с теми произведениями, которые он приобрел еще при жизни автора, они составляют коллекцию из 14 вещей. Сейчас наследники Эзратти приняли решение распродать собрание на Sotheby’s.


MacDougall’s, 2–3 ноября
Дом Зубовых на Таганке

ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Часы работы: 12:00 – 17:00

Предаукционная выставка русского искусства MacDougall’s пройдет в доме Зубовых на Таганке 2 и 3 ноября. Выставка будет более скромной по объему, всего 13 работ, но по части первых имен MacDougall’s не отстает: здесь Василий Поленов, Александр Дейнека, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Борис Григорьев. В основном это произведения из двух крупных зарубежных частных собраний, так что выставка в особняке Зубовых — уникальная возможность увидеть, например, картину Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» или две работы Василия Поленова из евангельского цикла, прежде чем они попадут в руки новых владельцев.

Двухметровое полотно Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» 1936 года (эстимейт £2–3 млн) станет одним из главных украшений экспозиции. Это первый вариант панно для легендарной Всемирной выставки в Париже 1937 года (советский павильон проектировал Борис Иофан, а венчала его скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Дейнека в цикле монументальных композиций для павильона разрабатывал тему нового советского героя-труженика. Все произведения из того цикла, кроме выставленного на торги, ныне находятся в музейных собраниях.

Не менее интересны два полотна Василия Поленова, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», тем более что обе картины появились на художественном рынке впервые за последние 100 лет. Это композиции «Решил идти в Иерусалим» и «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.). Кроме того, на выставке в Москве будут представлены натюрморт Константина Горбатова из семьи художника, холст редчайшего чеченского художника XIX столетия Петра Захарова-Чеченца и советский классик Андрей Мыльников, ставший одним из основоположников школы масляной живописи в Китае.


Christie’s, 9–10 ноября
Офис Christie’s в Москве

Романов пер., д. 2/6–13
Часы работы: 9 ноября 10:00 – 18:00, 10 ноября 10:00 – 15:00

Экспозиция Christie’s обещает быть камерной (она поместится в небольшом выставочном зале московского офиса аукционного дома), но изысканной. Во-первых, в Москву привезут очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с безупречным провенансом. По словам главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена, «эту коллекцию собирал один человек более чем 30 лет назад, собирал мало и аккуратно и очень ценил мастерство Фаберже». Вещи из коллекции выставлялись на всех значимых выставках. Также можно будет увидеть серебряные ковши, ордена Святого Андрея и Александра Невского и кинжал, по легенде принадлежавший самому Шамилю, предводителю кавказских горцев в войне с Российской империей и национальному герою народов Северного Кавказа.

В разделе живописи будут показаны работы Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Натальи Гончаровой и Марии Васильевой. Настоящая находка — не поздняя, эмигрантская, а ранняя (1906 года) Наталья Гончарова из итальянского частного собрания. Натюрморт «Белые георгины» выставлен на торги с оценкой £350–500 тыс. Русский художник-баталист, офицер и путешественник Василий Верещагин наиболее востребован отечественными коллекционерами за свои виды экзотического Востока и изображения Тадж-Махала, но на этот раз представлен необычной композицией на религиозную тему «Святое семейство» 1884–1885 годов (эстимейт £300–500 тыс.). Зато певец допетровской Руси Аполлинарий Васнецов у Christie’s почти хрестоматийный — разве что изображены не московские, а новгородские древности. «Прошлое Великого Новгорода» 1901 года оценивается в £350–450 тыс. Наконец, русская француженка Мария Васильева фигурирует здесь с написанным в 1921 году видом легендарного парижского кафе «Ротонда», излюбленного места художников и писателей (эстимейт £180–250 тыс.).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+