18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бенинские бронзы будут возвращены в Нигерию

Европейские музеи обсуждают условия создания постоянной экспозиции африканских реликвий в Бенин-Сити — а это значит, что Нигерия может потребовать реституции вывезенного во время колониальных войн наследия

Несколько крупных музеев Европы, среди которых Британский музей, Всемирный музей в Вене, Государственные художественные собрания Дрездена и Национальный музей мировой культуры в Стокгольме, сообщили, что в следующем году встретятся в Нидерландах, чтобы окончательно обсудить возможности создания в Нигерии постоянной экспозиции из ценностей, вывезенных из королевства Бенин в конце XIX века. Учреждения, входящие в консорциум Benin Dialogue Group, надеются положить конец многолетнему спору о коллекции, состоящей примерно из 4 тыс. трофейных предметов из бронзы и слоновой кости, захваченных британской армией на территории современной Нигерии во время бенинской карательной экспедиции 1897 года.

Собрание, о котором идет речь, сегодня рассредоточено по музеям и частным коллекциям Европы и Северной Америки. Львиную долю ценностей поделили между собой Этнологический музей в Берлине и Британский музей. В марте этого года представители обоих музеев участвовали в конференции, организованной в Кембриджском университете. На встрече обсудили схемы фандрайзинга для обеспечения необходимых условий хранения и безопасности экспонатов в Бенин-Сити, а также законодательную базу, чтобы предотвратить возможные попытки их захвата в Нигерии. Нигерийское правительство должно предоставить гарантии того, что все предметы будут возвращены по истечении оговоренного срока. «Возможно, их вернут через три года», — сообщил Колин Ренфрю, представитель Института археологических исследований Макдональда и один из участников конференции. Следующее заседание комиссии Benin Dialogue Group состоится в 2018 году в Фольклорном музее в Лейдене и сосредоточится на более практических аспектах, таких как затраты на страховку и транспортировку экспонатов, а также меры безопасности в Бенин-Сити.

Начиная с 1960-х годов Нигерия неоднократно требовала реституции захваченных ценностей. Однако, как уточнил Ренфрю, в рамках проекта по созданию постоянной экспозиции в Бенин-Сити об их возврате никто не говорил. Не исключено, что такие предложения прозвучат позже.

Иная ситуация складывается вокруг музеев Франции, не входящих в Benin Dialogue Group, но где также хранятся африканские артефакты. Так, в 2016 году правительство Бенина официально потребовало вернуть на родину государственные реликвии — сокровища Гезо, Глеле и Беханзина, королей Дагомеи, правивших в XIX веке на территории современных Бенина и Того. Эти предметы были вывезены из страны, которая тогда была колонией, в 1892 году, после того как французская армия разграбила королевские дворцы Абомея в Бенине. В настоящее время часть этих ценностей хранится в Музее на набережной Бранли в Париже. В ответ на требования Бенина французские чиновники заявили, что реституция этих предметов невозможна: коллекция является «неотчуждаемой», как и все, что хранится в государственных музеях Франции.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+