18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Кандинского глазами критика

№57
Материал из газеты

Список финалистов премии проанализировал художественный критик, историк искусства, долгое время входивший в экспертный совет премии, Андрей Ковалев

Премия Кандинского, учрежденная в 2007 году меценатом Шалвой Бреусом и его фондом BREUS Foundation (ранее фонд назывался «АртХроника»), объявила финалистов этого года. В номинации «Проект года» (приз — 1,8 млн руб.) в финал вышли группировка ЗИП, Полина Канис и Ирина Корина. В номинации «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) лидируют Аслан Гайсумов, Саша Пирогова и Данила Ткаченко. За звание автора лучшей научной работы поборются Алексей Бобриков («„Русская идея на сувенирном прилавке“ и другие эссе о (пост)советском искусстве»), Александр Боровский («Как-то раз Зевксис с Паррасием... Современное искусство: практические наблюдения») и коллектив авторов, работавших над каталогом выставки «Оттепель» в Третьяковской галерее. Приз в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» — издание труда на русском или английском языке. Победители 11-й Премии Кандинского станут известны в декабре. Список финалистов по просьбе TANR проанализировал художественный критик, историк искусства Андрей Ковалев.

Выбор проблем

Что такое премия? Это выбор. Напомню, что в состав жюри конкурса и экспертного совета входят кураторы, сотрудники и директора музеев, художественные критики и академические ученые. Каждый из них в процессе своей профессиональной деятельности постоянно занят отбором. Куратор собирает художников, музейщик — вещи. Критик должен остановиться на тех событиях, о которых напишет для прессы. Академические ученые присматриваются к тем именам, которые появятся в их толстых фолиантах и о которых будущие исследователи напишут диссертации, дипломы и курсовые. В этот шорт-лист не входят только те, кто торгует искусством: галерейщики и арт-дилеры, — для того чтобы не возникало конфликта интересов. 

Я достаточно долго участвовал в работе экспертного совета премии, а в этом году взял тайм-аут. В этом году я свободен от, признаюсь, мучительной задачи выбора лучших из лучших, ибо уверен: у нас такой спорт, для которого победа в одном из турниров не столь важна, будет еще окончательный суперфинал. В конце концов, это одна команда. Поэтому поступлю подобно старику Хоттабычу и награждаю всех участников матча большими красивыми мячами. Сначала о финалистах. Полину Канис — за технически изощренное видео с очень сложным и меланхолическим сюжетом о людях, которые укрылись от мира в каком-то таинственном темном бассейне. Ирину Корину — за феерическую инсталляцию «Хвост виляет кометой». Могу только посочувствовать тем, кто не попал в нее, когда ее показывали в «Гараже»: в нее были инкрустированы совершенно удивительные запахи. И каждому участнику удалой краснодарской группировки ЗИП — по хорошему и яркому призу за историю о том, что это мы живем в мире дельфинов, а они за нами присматривают и даже убирают мусор, когда никто не видит.

И далее. Из лонг-листа — всех. Например, если начать по-алфавиту, Виктора Алимпиева, который уже выскальзывает из нашей сферы и почти перетек в чистый арт-артхаус. Кети Чухров — за жесткую и одновременно эстетскую социальную аналитику. Петра Белого — за инсталляцию из ржавых гвоздей, которые складываются в какое-то захватывающее послание из прошлого…

Что же касается лидеров номинации «Молодой художник», то здесь я уже готов начать брюзжать о том, что как-то у них все гладко и чисто получается. Но сдержу себя и лишь выскажу сожаление, что в этом году планируется только однодневная выставка финалистов. Почти все, что делают «старшие», мы уже видели, а вот к молодежи очень стоит присмотреться.

И наконец, имею намерение произвести давление на экспертов, которые отвечают за научные издания, и обратить их внимание на неопубликованный текст Валентина Дьяконова о неофициальном искусстве 1950–1960-х годов. Это его переработанная диссертация, в которой собраны уникальные источники и архивные материалы, и она, я уверен, должна быть доступна научной общественности.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+