18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже крутят «Октябрь» Сергея Эйзенштейна

№58
Материал из газеты

Музей воссоздал историю фильма о взятии Зимнего. Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина

Тот факт, что в октябре 1917 года не было никакого штурма Зимнего дворца, давно известен. Музей же исследует механику возникновения героического мифа. К десятилетию Октябрьской революции кинорежиссеры Сергей ­Эйзенштейн и Григорий Александров получили партийное задание снять о ней кинокартину. Собрав воспоминания участников событий, авторы будущего фильма поняли, что они сильно разнятся. И сочинили свой эффектный эпизод с огромной толпой, бегущей от арки Главного штаба через Дворцовую площадь на штурм Зимнего, кадры с матросом, перелезающим через ажурные главные ворота, перестрелку на парадной Иорданской лестнице. И холостой выстрел «Авроры». Очень скоро эти фрагменты фильма стали использоваться как документальная кинохроника.

Киногруппа работала в Зимнем дворце, что называется, in situ, на ходу меняя сценарий. Кое-что придуманное и даже отснятое не вошло в картину, как сцены в лазарете, бельевой, кочегарке. 

На роль Ленина из-за внешнего сходства был назначен пролетарий Василий Никандров. Известно, что Александров жаловался Эйзенштейну на Никандрова, который регулярно нарушал «спортивный режим». Зато киногруппа захотела и получила статуэтки из Кунсткамеры, ради съемок средь бела дня останавливалось трамвайное движение и разводился Дворцовый мост. Соорудили дополнительную электростанцию, еще четыре «молотили» на кино, оставляя без света соседние кварталы. «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие ­войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией», — писал Сергей Эйзенштейн в дневнике. 

После выхода на экраны «Октябрь» раскритиковали. По мнению Эйзенштейна, о фильме судили по «потемкинскому канону», то есть по кинокартине «Броненосец „Потемкин“» 1925 года. Тем не менее «Октябрь» продержался на экранах до 1933-го. 

Через несколько лет Жан Ренуар, снимая свою «Марсельезу», использовал наработки Эйзенштейна и Александрова.
Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина. Первая часть — демонстрация фильма «Октябрь». Вторая — информационные стенды с историей съемок. Третья — документальный ролик, воспроизводящий материалы из РГАЛИ и архив Александрова из коллекции Александра Добровинского. Оттуда же фото Эйзенштейна, сидящего в халате у камина в библиотеке Николая II, и плакат кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской (ныне полуразрушенного), призывающий посмотреть «шедевр кинематографии». Революционное немое кино требовало многократного усиления.  

Государственный Эрмитаж
Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем
7 ноября 2017 – 5 марта 2018

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+