18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В 2018 году Вена будет чествовать искусство модерна и модернизма

№58
Материал из газеты

Культурная программа «Красота и бездна» посвящена творчеству Отто Вагнера, Густава Климта, Коломана Мозера и Эгона Шиле — все они ушли из жизни 100 лет назад

Что-то наподобие скреп?

Поводом для всплеска музейной активности послужила трагическая дата. Сто лет назад, в 1918 году, почти одновременно, хотя и при различных обстоятельствах, ушли из жизни четверо представителей австрийского художественного мира: Отто Вагнер (р. 1841), Густав Климт (р. 1862), Коломан Мозер (р. 1868) и Эгон Шиле (р. 1890). Они были ключевыми для венского модерна фигурами, без их творений тот феномен рубежа XIX–XX веков оказался бы совершенно иным и, скорее всего, не вышел бы за рамки искусства сугубо местного значения. Время распада Австро-Венгерской империи стало роковым для художников, которые, каждый по-своему, как раз стремились преодолевать официальные имперские вкусы.

Строго говоря, наследие этих авторов и без всяких мемориальных программ является неотъемлемой частью венского культурного бренда. Однако встретить памятную дату без дополнительных веских акцентов было бы со стороны города легкомыслием — и такие акценты уже обещаны. Кстати, в качестве одной из зарниц грядущего бума можно рассматривать, например, нынешнюю московскую выставку в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина». Но главные события ожидаются, конечно, не в гастрольном варианте, а непосредственно в австрийской столице. Тем более что Вена была главным городом в судьбе всех четверых «виновников торжества».

Время бунтарей, осторожных или безоглядных

Их отношение к этому городу было, конечно, разным. Скажем, архитектор Отто Вагнер стал одним из главных творцов нового облика Вены, построив здесь целый ряд знаковых сооружений. А вот его младший современник живописец и график Эгон Шиле писал так: «Хочу прочь из Вены как можно быстрее! Как отвратительно здесь! Все завидуют мне и сговариваются против меня. Прежние коллеги смотрят на меня злорадными глазами. В городе тьма, и он черен. Всем все известно. Я хочу остаться один. Хочу в Богемский Лес».

Понятно, что контраст тут прежде всего поколенческий. Маэстро Вагнер тоже, конечно, слыл в определенной степени эстетическим провокатором, но ни к какому радикализму и экзистенциальному бунту не склонялся. И он, и Климт с Мозером, каждый на свой лад, боролись с засильем историзма и романтизма — господствовавших в империи художественных стилей. Двое последних, впрочем, действовали в той борьбе уже решительнее, вплоть до публичного разрыва с государственным заказом. А Эгон Шиле, самый юный из всех, оппонировал уже и идеологии передового художественного общества «Сецессион», в составе которого незадолго до того дебютировал на арт-сцене. Он не открещивался от влияния Климта, своего главного учителя и первоначального покровителя, но горделиво заявлял, что таковое влияние намеренно изжил, чтобы двигаться дальше.

Словом, эти четверо отнюдь не являлись задушевными друзьями и верными соратниками: у каждого был собственный путь, хоть и со взаимными пересечениями. Тем любопытнее, что расположение их в одном ряду по почти случайной хронологической выборке — общему году смерти — дает поразительный культурологический эффект: оказывается, вчетвером они вполне могут олицетворять и символизировать весь знаменитый венский золотой век прошлого рубежа столетий — от зарождения до краха.

«Мрачной бездны на краю», и к чему это привело

Тот золотой век представляется из сегодняшнего дня эпохой элегантности, просвещенности и расцвета искусств. Что, разумеется, во многом верно — но не зря ведь писатель Карл Краус охарактеризовал Вену начала ХХ столетия как «экспериментальную лабораторию конца света». Апокалиптические настроения росли повсюду в Европе, однако в Вене они были как-то особенно распространены. И здешний вариант модерна, переросший в модернизм, можно воспринимать именно как подспудное выражение предчувствия грядущих катастроф. Что, впрочем, не отменяло и даже требовало эстетических новшеств, которые в тогдашней Вене были синонимичны стремлению к интернациональности.

И как раз эти четверо художников оказались здесь главными утвердителями «искусства без границ». Например, Коломан Мозер, затеявший в 1903 году легендарные впоследствии «Венские мастерские», поначалу за образец принимал британское движение «Искусства и ремесла», однако почти сразу отринул любые дизайнерские поползновения в сторону национального романтизма. Стиль «Венских мастерских» — в мебели, посуде, текстиле — лишен даже намека на «посконность». Отто Вагнер, начинавший с имперской эклектики, позднее напрочь от нее отрекся — его зрелая манера обрела интернациональные установки, интересные для архитекторов из разных стран. О Густаве Климте и говорить нечего: этот художник испытывал страсть к философскому символизму того свойства, которое заведомо выше национальных барьеров. Наконец, экспрессионист Эгон Шиле — в чистом виде дитя эры болезненного индивидуализма, по определению не обремененного какими-либо «национальными традициями».

Получается, что венский модерн соткался из элементов, далеких от «почвенности» и решительно инновационных. Именно такой стиль придал городу его теперь уже абсолютно органичный «местный колорит», который ни с каким другим не спутаешь. Правда, понадобилось несколько десятилетий, чтобы этот факт прочувствовали и признали сами венцы. А уж когда признали, то не замедлили превратить модерн в одну из наиболее востребованных достопримечательностей. Приблизительно с начала ­1980-х здесь царит настоящий культ югендстиля и раннего модернизма — более чем оправданный, учитывая обретенную мировую популярность. Стоит добавить, что предстоящая программа 2018 года даже не столько такой культ подогревает (острой необходимости в подогреве нет), сколько стремится тот художественный феномен уточнить, детализировать, дополнить, обобщить и придать ему наглядности. 

Музей «Бельведер»
Смерть Климта — это не конец. Подъем в Центральной Европе
Март — август 2018 года
Экспозиция предполагает не столько ретроспективу самого лидера венского «Сецессиона», сколько обзор творчества художников из его окружения и ряда последователей.

Эгон Шиле. Пути одной коллекции
Октябрь 2018 года — февраль 2019 года 
На выставке будет дотошно проанализирован провенанс всех работ Шиле из музейного собрания.

Венский музей истории искусств
Поднимаясь к Климту 
Февраль 2018 года — февраль 2019 года
Сооружение высотой 12 м над парадной лестницей музея позволит в деталях рассмотреть живописный цикл из 13 работ. Подобный «аттракцион» уже устраивался в 2012 году, когда отмечалось 150-летие художника, но удачную придумку не грех и повторить.

«Голая правда». Климт — вызов обществу
Март — сентябрь 2018 года 
Драматургия выставки будет закручена вокруг цитаты из Фридриха Шиллера, которую художник вынес когда-то на авторскую раму к своему полотну «Голая правда»: «Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо».

Музей Леопольда 
Эгон Шиле. Экспрессия и лирика
Февраль — ноябрь 2018 года 
Живописью и графикой Шиле дело не ограничится, обещаны также рукописи стихотворений, многочисленные фотографии и документы, личные мемории. К экспонатам 100-летней давности будут добавлены произведения современных авторов. 

Музей Вены
Отто Вагнер
Март — сентябрь 2018 года
Для архитектора, во многом изменившего привычный облик старого города, будет устроен настоящий бенефис — с эскизами, чертежами, макетами, моделями и множеством других артефактов. 

Музей Эрнста Фукса 
Салон как феномен культуры старой Вены. Блистать в обществе как на сцене
Июнь — сентябрь 2018 года
В рамках культурной программы на вилле в стиле модерн, где жил Отто Вагнер, в помещениях с воссозданной обстановкой того времени внимательного рассмотрения удостоятся некоторые формы бытования культуры, свойственные эпохе, — в частности, жизнь модных салонов. Второе тематическое направление выставки — биографии ярких личностей, определивших свою эпоху.

Австрийский музей прикладного искусства / современного искусства МАК 
Коломан Мозер
Декабрь 2018 года — апрель 2019 года
Именно на дизайнерском поприще этот художник добыл себе мировую славу. Тем более уместно было запланировать его персональную выставку именно в МАК, если учесть, что здесь хранится архив легендарной «Венской мастерской», одним из основателей которой был Мозер, который к тому же преподавал с 1899 по 1918 год в Венской школе прикладных искусств.

Венский музей мебели 
Вагнер, Хофман, Лоос и дизайн мебели венского модерна. Художники, заказчики, производители
Март — октябрь 2018 года
Выставка в подробностях расскажет, как складывалась слава венского интерьерного дизайна — творческая и технологическая. Среди героев экспозиции — лучшие авторы эпохи модерна Отто Вагнер, Адольф Лоос и Йозеф Хофман. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+