Выставка «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» пройдет в Галерее Саатчи (Saatchi Gallery) с 14 ноября по 24 декабря в рамках заключенного в 2012 году соглашения о сотрудничестве с фондом Игоря Цуканова Tsukanov Family Foundation. «Художественному бунту» в Галерее Саатчи предшествовали три проекта Цуканова, связанные с Россией и постсоветским пространством: «Разбивая лед. Московское искусство 1960–1980-х» (2012–2013), международная выставка «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» (2014–2015) и персональная выставка Айдан Салаховой «Откровения» (2016).
Нынешний проект, по словам его куратора Марата Гельмана, не претендует на всеохватность. «Мы подходили к выбору художников очень придирчиво и не хотели рассказывать какую-то историю акционизма, потому что в Лондоне и в мире вообще детальные исторические экскурсы не очень хорошо работают», — объясняет Игорь Цуканов.
В концепции выставки говорится, что автор в ней не менее интересен, чем его искусство, а сам проект рассказывает, скорее, о художниках, которые, попав в определенные обстоятельства, стали героями.
«Мне интересно было показать двойственность художников (герой — клоун), — рассказал Гельман TANR. — Выставка строилась как высказывание художников и в сотрудничестве с ними». Примерно 75% работ были созданы специально к выставке. Олег Кулик, который сейчас часто обращается к своему раннему периоду, создал для «Художественного бунта» новое скульптурное произведение. Как родоначальник акционизма в России он стал одним из трех главных героев выставки. Еще два — Pussy Riot и Петр Павленский. Участвовать в выставке будут также и другие авторы, среди которых группа «Синие носы», АЕS + F, Арсен Савадов.
Последняя акция Павленского — поджог Банка Франции в Париже — для организаторов выставки стала сюрпризом, и включать ее в экспозицию они не планируют. По словам Гельмана, Павленский спроектировал свою часть заранее. «И мы не можем, да и не хотим вмешиваться в нее», — уточнил он.
Как сообщает газета Le Figaro, дожидаться суда Павленский будет в психиатрическом стационаре префектуры полиции.
Pussy Riot будут представлены не только документацией своих акций. Выступать девушки будут по отдельности. Надежда Толоконникова совместно с театральной группой Les Enfants Terribles сделала иммерсивный спектакль «Внутри Pussy Riot» об аресте и заключении после перформанса в храме Христа Спасителя. Мария Алехина покажет проект с Pussy Riot Theatre, в котором примут участие еще две участницы знаменитого панк-молебна.
При подготовке к выставке не обошлось без скандала. Когда проект только анонсировали, еще один герой акционизма 1990-х Анатолий Осмоловский выступил с критикой кураторских методов Марата Гельмана и превентивным отказом участвовать в событии — хотя приглашать его к участию, по словам Гельмана, и не планировалось. В комментарии TANR Осмоловский заявил, что «Галерея Саатчи довольно давно превратилась в сливной бачок, там выставляют всякую ерунду». И добавил: «Это очередная экспортная история, и я в них участвовать не собираюсь».
Игорь Цуканов
Коллекционер, основатель Tsukanov Family Foundation, инициатор выставки
Я считаю, что единственное направление в современном российском искусстве, которое известно, понятно и хорошо артикулировано, — это постсоветский акционизм, который начался в 1990-е годы, когда в связи с изменением социальной и экономической обстановки возник новый рынок и люди стали чувствовать себя неуверенно. Появился Олег Кулик со своими перформансами, посвященными индивидууму, который живет в довольно враждебной среде. Потом пришли и другие художники, и они естественно впитывали в себя окружающую атмосферу. Возникли Pussy Riot, Петр Павленский. Это искусство очень актуально, понятно и может быть очень естественно перенесено в западный дискурс, потому что это совершенно универсальные темы.