18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Русский бунт в Лондоне: в Галерее Саатчи открывается выставка о постсоветском акционизме

№58
Материал из газеты

Это уже четвертая выставка, спродюсированная российским коллекционером и меценатом Игорем Цукановым

Выставка «Художественный бунт. Постсоветский акционизм» пройдет в Галерее Саатчи (Saatchi Gallery) с 14 ноября по 24 декабря в рамках заключенного в 2012 году соглашения о сотрудничестве с фондом Игоря Цуканова Tsukanov Family Foundation. «Художественному бунту» в Галерее Саатчи предшествовали три проекта Цуканова, связанные с Россией и постсоветским пространством: «Разбивая лед. Московское искусство 1960–1980-х» (2012–2013), международная выставка «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» (2014–2015) и персональная выставка Айдан Салаховой «Откровения» (2016). 
Нынешний проект, по словам его куратора Марата Гельмана, не претендует на всеохватность. «Мы подходили к выбору художников очень придирчиво и не хотели рассказывать какую-то историю акционизма, потому что в Лондоне и в мире вообще детальные исторические экскурсы не очень хорошо работают», — объясняет Игорь Цуканов. 

В концепции выставки говорится, что автор в ней не менее интересен, чем его искусство, а сам проект рассказывает, скорее, о художниках, которые, попав в определенные обстоятельства, стали героями. 

«Мне интересно было показать двойственность художников (герой — клоун), — рассказал Гельман TANR. — Выставка строилась как высказывание художников и в сотрудничестве с ними». Примерно 75% работ были созданы специально к выставке. Олег Кулик, который сейчас часто обращается к своему раннему периоду, создал для «Художественного бунта» новое скульптурное произведение. Как родоначальник акционизма в России он стал одним из трех главных героев выставки. Еще два — Pussy Riot и Петр Павленский. Участвовать в выставке будут также и другие авторы, среди которых группа «Синие носы», АЕS + F, Арсен Савадов.

Последняя акция Павленского — поджог Банка Франции в Париже — для организаторов выставки стала сюрпризом, и включать ее в экспозицию они не планируют. По словам Гельмана, Павленский спроектировал свою часть заранее. «И мы не можем, да и не хотим вмешиваться в нее», — уточнил он.

Как сообщает газета Le Figaro, дожидаться суда Павленский будет в психиатрическом стационаре префектуры полиции.
Pussy Riot будут представлены не только документацией своих акций. Выступать девушки будут по отдельности. Надежда Толоконникова совместно с театральной группой Les Enfants Terribles сделала иммерсивный спектакль «Внутри Pussy Riot» об аресте и заключении после перформанса в храме Христа Спасителя. Мария Алехина покажет проект с Pussy Riot Theatre, в котором примут участие еще две участницы знаменитого панк-молебна. 

При подготовке к выставке не обошлось без скандала. Когда проект только анонсировали, еще один герой акционизма 1990-х Анатолий Осмоловский выступил с критикой кураторских методов Марата Гельмана и превентивным отказом участвовать в событии — хотя приглашать его к участию, по словам Гельмана, и не планировалось. В комментарии TANR Осмоловский заявил, что «Галерея Саатчи довольно давно превратилась в сливной бачок, там выставляют всякую ерунду». И добавил: «Это очередная экспортная история, и я в них участвовать не собираюсь».  

Справка

Игорь Цуканов
Коллекционер, основатель Tsukanov Family Foundation, инициатор выставки

Я считаю, что единственное направление в современном российском искусстве, которое известно, понятно и хорошо артикулировано, — это постсоветский акционизм, который начался в 1990-е годы, когда в связи с изменением социальной и экономической обстановки возник новый рынок и люди стали чувствовать себя неуверенно. Появился Олег Кулик со своими перформансами, посвященными индивидууму, который живет в довольно враждебной среде. Потом пришли и другие художники, и они естественно впитывали в себя окружающую атмосферу. Возникли Pussy Riot, Петр Павленский. Это искусство очень актуально, понятно и может быть очень естественно перенесено в западный дискурс, потому что это совершенно универсальные темы.

Еще…
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+