18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Осень аукционов в Нью-Йорке: все лучшее сразу

№58
Материал из газеты

Кульминацией сезона станут торги произведений импрессионистов, модернистов и современного искусства, которые проходят в середине ноября в Нью-Йорке

Главные действующие лица, дома Sotheby’s и Christie’s, приберегают для них лучшие лоты, рассчитывая на новые рекорды, а коллекционеры и дилеры со всего мира стараются попасть в Нью-Йорк в эти дни или принять участие в торгах по телефону и Интернету. Если раньше проводились две тематические недели — сначала импрессионистов и модернистов, затем послевоенного и современного искусства, то теперь график аукционов заметно уплотнили и стараются отторговать буквально за несколько дней. На этот раз Sotheby’s, Christie’s и Phillips уложатся буквально в пять дней, с 13 по 17 ноября.

В понедельник 13-го большую неделю торгов откроет Christie’s вечерним аукционом импрессионизма и искусства первой половины ХХ века. Бесспорный топ-лот — «Контраст форм» Фернана Леже (эстимейт по запросу). Специалисты аукционного дома называют это полотно 1913 года «самой важной картиной художника, появившейся на торгах за последние десятилетия». Не менее значимая работа — «Империя света» Рене Магритта, датированная 1949 годом. Это самая ранняя известная картина из серии, которой художник посвятил 15 лет. Работа когда-то находилась в собрании Нельсона Рокфеллера, сейчас она оценивается в $14–18 млн. Значительную часть каталога торгов составят произведения из некой европейской коллекции, которую в Christie’s назвали «Искусство без границ» (Beyond Boundaries). Среди них — топ-лот аукциона, полотно Василия Кандинского «Импровизация с лошадьми» 1911 года, которое в сентябре можно было увидеть в Москве на однодневной выставке в фонде IN ARTIBUS. Картина выставлена на торги с предварительной оценкой $10–15 млн. Работа Кандинского будет представлена в соответствующем контексте, среди произведений немецких экспрессионистов Эмиля Нольде, Макса Бекмана и Эрнста Людвига Кирхнера (уже из другой коллекции). Что касается собрания «Искусство без границ» (имя коллекционера не называется, но сообщается, что за подбор произведений отвечал известный арт-консультант, парижский галерист Ален Тарика — кстати, именно он помогал собирать коллекцию Иву Сен-Лорану), то из него специалисты аукционного дома взяли на вечерние торги несколько произведений классиков европейского модернизма 1910–1940-х годов: живопись и графику Макса Эрнста ($600–900 тыс.), Ласло Мохой-Надя ($800 тыс. — $1,2 млн), Франсиса Пикабиа ($900 тыс. — $1,2 млн), Джино Северини ($1–2 млн) и Тео ван Дусбурга ($400–700 тыс.), а также ассамбляж Ман Рэя «Барометр Катрин» 1920 года ($2–4 млн), скульптуры Наума Габо ($200–300 тыс.) и Александра Колдера ($1,8–2,5 млн). «Ален Тарика оказал огромное влияние на формирование собрания, ему удалось убедить коллекционера покупать первоклассные абстрактные работы как знаменитых, так и менее известных художников. Выход на рынок этой коллекции — уникальная возможность приобрести единичные, часто не характерные для творчества того или иного мастера произведения по относительно невысоким ценам», — отмечает специалист аукционного дома по импрессионизму и модернизму Андреас Румблер.

На следующий день, 14 ноября, импрессионистов, кубистов и сюрреалистов будет продавать уже аукционный дом Sotheby’s. Главную ставку здесь делают на редкую картину Марка Шагала «Любовники» 1928 года, которая впервые появится на рынке; ее специалисты аукционного дома оценили в $12–18 млн. Известно, что работа была приобретена в парижской галерее Бернхайма-младшего в октябре 1928-го, в год создания произведения, и далее на протяжении почти 90 лет находилась в одном собрании. Здесь изображена первая любовь и муза Шагала Белла Розенфельд. Учитывая, что аукционный рекорд на работу Марка Шагала был установлен в мае 1990 года, также на Sotheby’s, когда произведение 1923 года было продано за $14,9 млн, и то, что его картины этого периода со схожим сюжетом долгое время не появлялись на аукционах, есть все основания ждать очередного рекорда. Кроме того, на аукцион 14 ноября выставлено сразу две работы Клода Моне: пейзаж 1893 года ($18–25 млн) и «Арки роз в Живерни» 1913 года, одна из пяти картин, написанных художником в период с 1912 по 1914 год ($20–30 млн). Еще несколько произведений импрессионистов и постимпрессионистов попали на торги из коллекции финансиста Мартина Цвейга и его жены Барбары: натюрморт Поля Сезанна, пастель Эдгара Дега, работы Пьера Боннара, Гюстава Кайботта и Огюста Ренуара. В каталоге вечерних торгов также будет графика Пабло Пикассо ($1,5–2,5 млн), вечерний пляж Сальвадора Дали ($6–8 млн) и гуашь Рене Магритта ($2–3 млн), живопись Поля Дельво и скульптуры Генри Мура.

Затем 15 ноября Christie’s проведет вечерний аукцион послевоенного и современного искусства, который, несомненно, станет историческим — просто потому, что на эти торги, вопреки названию, выставлен «Спаситель мира» Леонардо да Винчи с предварительной оценкой около $100 млн. Впрочем, произведения художников, которые соответствуют определению «послевоенных и современных», на этом аукционе также будут, хотя и не со столь впечатляющими эстимейтами. Например, монументальное, почти 10 м в длину, полотно Энди Уорхола «60 тайных вечерь» (предварительная оценка $50 млн). Правда, и тут без Леонардо не обошлось: изображение представляет собой многократное повторение знаменитой фрески титана Возрождения «Тайная вечеря» из миланской Санта-Мария делле Грацие. Работа 1986 года относится к последней большой серии Уорхола и была написана за год до его смерти. Кроме того, вечером 15 ноября можно будет приобрести произведения представителей абстрактного экспрессионизма Франца Клайна, Роберта Мазеруэлла, Аршила Горки, Ли Краснер (жены самого известного представителя этого движения, Джексона Поллока), а также Александра Колдера и Пабло Пикассо. Все они происходят из коллекции Хайнца и Рут Эпплер, которые начали собирать произведения искусства в 1980-х, консультируясь с главным хранителем Художественного музея Кливленда Эдвардом Хеннигом. Общая стоимость собрания превышает $60 млн, но важнее то, что вещи абстрактных экспрессионистов, кроме, пожалуй, Поллока, довольно редко появляются на рынке.

Другая работа Уорхола, «Знак доллара» 1981 года, будет продаваться на торгах Sotheby’s вечером следующего дня, 16 ноября. Однако это шелкография и меньшего размера — отсюда и скромная для художника оценка в $5–7 млн. Также на аукционе будут представлены композиция Герхарда Рихтера 1987 года ($3–4 млн) и сразу две работы Жан-Мишеля Баскиа, причем одна из коллекции Йоко Оно ($9–12 млн). Глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке Грегуар Бийо отметил, что «после нашей рекордной продажи работы Баскиа за $110 млн в мае этого года для нас большая честь представить другую выдающуюся работу этого художника». «Бережно сохраненная госпожой Оно и редко появлявшаяся на выставках картина — редкая возможность для коллекционеров приобрести знаковую работу Баскиа, связанную с культовыми фигурами — Мохаммедом Али (изображен на картине) и Йоко Оно». Среди других топ-лотов вечернего аукциона — «Голова женщины» Роя Лихтенштейна 1977 года ($10–15 млн) и композиция Альберто Бурри 1963 года (эстимейт по запросу).

Важным новшеством аукциона произведений ХХ века и современного искусства Phillips, который состоится в то же вечер, что и торги Sotheby’s (правда, начнется раньше, в 17:00), станет включение в каталог Анри Матисса и Пабло Пикассо. Произведения 1920–1940-х годов будут продавать вместе с живописью Роберта Мазеруэлла, Джаспера Джонса, Роберта Принса, Джеффа Кунса и других современных художников. Картины Матисса и Пикассо происходят из коллекции музыкального издателя Джулиана Абербаха и его жены Анн-Мари.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+