В истории феминистского искусства глава «Женский дом» уже существует. В 1972 году Джуди Чикаго и Мириам Шапиро, основательницы первой в США арт-программы для женщин, решили перейти от слов к делу. Разыскали в Голливуде нежилой дом и за год превратили его в свой арт-манифест. На протяжении нескольких месяцев 23 женщины орудовали малярными кистями и молотками, а соседи жаловались на «хиппи-сквоттеров». Так художницы построили дом своей мечты, где все 17 комнат были подчинены их, женской, воле. Инсталляция Womenhouse считается одной из первых выставок женщин о женском.
А еще раньше была Вирджиния Вульф, которая в 1929 году написала эссе «Своя комната», где зашла с бытового: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната».
Эти два события и взяты как отправная точка авторами парижской выставки «Женский дом» на Монетном дворе (Monnaie de Paris) на левом берегу Сены аккурат напротив Лувра. На ней сожительствуют две темы: женский род и домашнее пространство. Но подход кураторов не только и не столько феминистский — женскую тему они переводят и в область политики, поэзии и ностальгии. Если для одних художниц дом — это заточение, то для других — источник вдохновения и, глобальнее, самоидентификации. И в доме этом все вверх дном. Символ изоляции становится символом новой личности, интимность — политикой, личное — общественным, тело — архитектурой. «В зависимости от культурного контекста и поколения, к которому принадлежат художницы, — говорят кураторы, — дом принимает разные формы: дом-тело, дом-страна и даже дом-мир, если речь идет о военных конфликтах». Здесь под одной крышей собрали 40 художниц XX–XXI веков плюс видео той самой исторической голливудской инсталляции. Клод Каон, Луиз Буржуа, Ники де Сен-Фалль, Мона Хатум, Синди Шерман, Рейчел Уайтред, Жоана Вашконселуш — здесь знаменитые соседствуют с малоизвестными, и вся эта компания после Парижа отправится на гастроли в Вашингтон в Национальный музей женского искусства.
Монетный двор
Женский дом
До 28 января 2018