Сверхбогатые покупатели к 2026 году потратят на искусство $2,7 трлн — так говорит пятый ежегодный отчет «Искусство и финансы» консалтинговой компании Deloitte, который был представлен 8 ноября на ее конференции в Милане. Отчет также поднял вопрос прозрачности и доверия на арт-рынке: 48% опрошенных коллекционеров считают, что это является главной проблемой. При этом исправлять ситуацию управляющие капиталами, коллекционеры и эксперты в сфере искусства предпочли бы собственными силами, а не в формате государственного вмешательства.
Авторы отчета, директор Deloitte в Люксембурге Адриано Пичинати ди Торчелло и управляющий директор исследовательской фирмы ArtTactic Андерс Петтерсон, наблюдают «увеличение доли искусства в сфере услуг для обеспеченных людей, а также активное взаимодействие между заинтересованными сторонами в том, что касается достижения большей прозрачности арт-рынка».
Помимо обзора мирового рынка, который показал значительный рост спроса на африканское искусство и снижение активности покупателей в Юго-Восточной Азии, отчет представил исследование «Искусство и управление частным капиталом». В этом году данные для него предоставили 69 частных банков, а также 155 арт-экспертов и 107 коллекционеров из разных стран. Дополнительная информация была получена с помощью аукционных домов, художественных фондов и трастов.
Исследование показало, что не только искусство все чаще рассматривается как инвестиция, но и обладание им считается престижным: 63% опрошенных коллекционеров признались, что главной причиной покупки предметов искусства стало желание повысить свой статус. Однако, в отличие от филантропов прошлых лет, только 5% респондентов готовы пожертвовать свои коллекции музеям, в то время как 67% намерены передать их по наследству.
Экономика рынка, где сделки совершаются преимущественно по устной договоренности, все еще представляет собой проблему. Такая особенность не позволяет банкам и кредитным организациям войти на этот рынок, притом что искусство все активнее рассматривается ими как класс активов. В исследовании отмечается, что 75% опрошенных управляющих капиталом критикуют недостаточную прозрачность арт-рынка, а 65% считают, что нерегулируемая природа рынка «остается главным препятствием». Несмотря на то что постепенно вводятся новые правила, препятствующие отмыванию денег, по-прежнему сохраняется проблема рисков, ликвидности и неадекватной оценки. Конфликты интересов при заключении сделок беспокоят 65% управляющих и 69% арт-экспертов. Вопросы аутентичности, провенанса и атрибуции досаждают всем, причем 83% управляющих и 81% арт-экспертов считают их основными рисками рынка.
Другой раздел отчета указывает на парадоксы арт-рынка 2017 года. Хотя в целом рынок чувствует себя хорошо и продажи на аукционах Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличились на $1,08 млрд по сравнению с тем же периодом прошлого года, в первом полугодии 2017 года уровень доверия участников рынка («индикатор доверия» у ArtTactic) снизился на 13,4%. Нервозность участников объясняется многими факторами — от геополитической нестабильности до использования аукционами финансовых гарантий с целью получения особо ценных лотов. Авторы отчета размышляют, «не начало ли это глобальных изменений на мировом рынке искусства», и задаются вопросом, «может ли волатильность арт-рынка увеличиться из-за того, что покупатели предметов искусства стали инвестировать в них и полагаться на короткие инвестиционные горизонты».
Ответ может зависеть от поведения сверхбогатой прослойки населения — тех, чей капитал превышает 30 млн; ожидается, что их количество возрастет на 43% за следующее десятилетие.