18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Помпеи заинтересовались современным искусством

№58
Материал из газеты

Художникам предложили создать скульптуры с использованием археологических фрагментов, найденных во время раскопок древнеримского города

Помпеи приглашают художников для создания скульптурных произведений с использованием фрагментов археологических памятников из раскопок этого древнеримского города. По мнению генерального директора археологического комплекса Массимо Осанны, эта инициатива покажет, что Помпеи остаются «местом, где живет современность». Осанна планирует создать постоянную коллекцию новых работ и открыть для них выставочное пространство. Проект стартует 19 ноября, начнется он с большой выставки, повествующей об увлечении Помпеями художников и писателей, ученых и архитекторов — от Гете до Ле Корбюзье — с момента первых раскопок в 1748 году. Извлеченные из земли античные предметы вместе с послевоенным и современным искусством примут участие в выставке в Музее современного искусства Madre в Неаполе. В экспозицию также будут включены вдохновленные археологической темой работы Лор Пруво, Адриана Вильяра Рохаса, Марка Диона и других.

Выставка «Помпеи в Madre. Археологические материалы» стала итогом сотрудничества городского музея современного искусства и археологического комплекса. Она организована совместными усилиями Осанны и директора Madre Андреа Вилиани, состоит из двух частей и займет более половины музейных пространств. Первая часть воссоздает типичный помпейский дом, вторая представляет собой «интеллектуальные раскопки» истории Помпеев с конца XVIII века до «Большого помпейского проекта». Эта реставрационная кампания с бюджетом €105 млн, инициированная Евросоюзом и правительством Италии в 2012 году, должна завершиться к концу 2018-го.

Идея выставки, по словам Осанны, возникла благодаря «дружбе и взаимному уважению» директоров двух музеев, а также активной роли президента фонда Madre Пьерпаоло Форте в совете директоров архео­логического комплекса. «Мы разделяем мнение, что культурное наследие предназначено не столько для узкого круга специалистов, сколько для миллионов посетителей, приезжающих сюда ежегодно, поэтому нам нужно адаптировать этот древний город к современному миру», — говорит Осанна. Недавно он присоединился к совету фонда, который управляет музеем Madre.

В первой части выставки (до 24 сентября 2018 года) два нижних этажа Madre, по словам Вилиани, превратятся в «гипотетический современный домус» (термин, обозначающий родовые особняки в Помпеях). Посетители будут входить в здание через холл с красными стенами Даниеля Бюрена, чтобы затем подняться наверх в декоративный триклиний (пиршественный зал) Франческо Клементе и увидеть созданную специально для музея инсталляцию Миммо Паладино в кубикулуме (спальне).

Во второй части выставки (до 30 апреля 2018 года) современное искусство будет представлено вместе с классическими работами из других музеев. Так, например, холсты Энди Уорхола с извергающимся Везувием из Музея Каподимонте в Неаполе, где эта серия была впервые показана в 1985 году, присоединятся к коллекции других картин, изображающих последний день Помпеев.

Центральными экспонатами станут два ящика археологического материала из помпейских хранилищ — фрагменты амфор и мраморных статуй, вдребезги разбитых в ходе бомбардировки союзниками в 1943 году. Следующим летом современным художникам предложат создать скульптуры с использованием этих обломков. «Мы надеемся, что их работы совершат тур по музеям мира, а затем вернутся в Помпеи», — говорит Осанна. Авторам будет предоставлена полная творческая свобода, однако директор комплекса подчеркивает, что фрагменты древних скульптур должны «остаться неизменными». Таким образом получается, что «идея радикальна, но при этом почтительна».

Осанна уверен, что новые произведения положат начало коллекции современного искусства в Помпеях. Она будет демонстрироваться на бывшем заводе взрывчатых веществ, приобретенном музеем в прошлом году. Заброшенный комплекс, расположенный в 4 км от античного города, вместит лектории, студии, реставрационные мастерские и фондохранилища, а также залы для временных выставок и даже резиденции для художников. По мнению Осанны, на перестройку здания уйдет не менее двух лет.

Именно при Осанне на посту руководителя стартовала первая регулярная программа временных выставок в Помпеях, в том числе с участием экспонатов, которые долго пылились в запасниках или гастролировали за рубежом. Новый проект — это еще один шаг по пути перемен, по которому Помпеи, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, движутся с 2010 года, когда после обрушения в результате ливней нескольких древних построек международное сообщество забило тревогу. «Благодаря „Большому помпейскому проекту“ город-памятник из объекта скандала превратился в центр творческих экспериментов, — говорит его директор. — Мне кажется, это настоящий источник идей». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+