18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как текстильный магнат Сергей Щукин собрал коллекцию мирового значения

№58
Материал из газеты

В издательстве «Слово» вышла книга известного искусствоведа Натальи Семеновой — это первый полный иллюстрированный каталог собрания коллекционера

Вышедшая недавно книга известного искусствоведа Натальи Семеновой «Сергей Щукин и его коллекция» предлагает читателям новый взгляд на знаменитое московское собрание и его владельца. Это издание, по сути, не что иное, как первый полный иллюстрированный каталог коллекции. В него вошли все без исключения художественные произведения, приобретенные прославленным собирателем. Воспроизведенные в большом количестве и в высоком качестве картины и архивные фотографии позволяют погрузиться в атмосферу легендарного особняка на Знаменке. Этому же способствуют и основательные исследовательские тексты биографического характера.

Обвиненный некоторыми современниками в «самодурстве» и разбрасывании деньгами, текстильный магнат Сергей Иванович Щукин смог собрать коллекцию мирового значения. «Так почему именно он, потомок боровских лавочников, сумел купить столько шедевров, почему именно он, внук старообрядца, рискнул заказать Матиссу панно с обнаженными фигурами? Откуда такая поразительная интуиция? Разгадай мы „секрет Щукина“, возможно, мы смогли бы разобраться в сути самого феномена собирательства». Автор заинтриговывает, но однозначного ответа не дает. Что и к лучшему.

В большой купеческой семье Щукиных, где страсть к собирательству была в крови, Сергей Иванович отличался деловой хваткой, безупречным вкусом и, как показало время, незаурядной прозорливостью. Первые покупки произведений импрессионистов он совершил в Париже на Салоне Национального общества изящных искусств, затем и на других тамошних выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через маршанов Поля Дюран-Рюэля, Амбруаза Воллара, Даниеля-Анри Канвейлера. Исключением стало разве что московское приобретение картин импрессионистов у родного брата Петра в 1912 году.

После революции собрание успешного фабриканта было конфисковано ленинским декретом, а в 1948-м, вслед за расформированием Государственного музея нового западного искусства, шедевры поделили между собой ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж. При всех очевидных плюсах экспонирования в крупнейших музеях затушеванным оказался немаловажный «человеческий фактор», то есть личные приоритеты и вкусы коллекционера.

Сам Щукин позиционировал себя прежде всего как мецената. Он не скрывал от посторонних глаз полотна «непопулярных» Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Наоборот, открывая для всех двери особняка на Знаменке, содействовал воспитанию вкуса у молодых русских художников и интересующейся публики. По словам Натальи Семеновой, фактически весь «русский авангард был взращен на коллекции Щукина».

Подтверждение этому можно найти у самой популярной звезды русского авангарда — Казимира Малевича. В отличие от «первого русского сезанниста» Петра Кончаловского, постоянно ездившего за границу, Малевичу Париж был недоступен. Знакомство с щукинской коллекцией дало ему невероятно много. «Автопортрет» Поля Сезанна отпечатался в памяти художника и не раз возникал в его размышлениях об искусстве. «…Он не столько видел лицо портрета, сколько вложил в его формы живописное, которое не столько видел, сколько чувствовал. Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет», — писал о французе основоположник супрематизма, полагая, что «действительность служила Сезанну формой для выражения его живописных ощущений», когда собственное лицо являлось лишь «случайной формой».

Автор предлагает концепцию, позволяющую взглянуть на личность главного героя через призму собранных им произведений. Вся коллекция предстает в виде групп или отдельных работ, к которым даны короткие, но емкие комментарии, раскрывающие различные интересы Щукина. Фактический материал преподнесен ненавязчиво, а за выведенной на передний план фигурой собирателя возникает личность исследователя, который искусно высвечивает читателям с разных сторон главного героя. «Сергей Щукин оказался талантливее братьев. Сначала — как бизнесмен, потом — как коллекционер. Возможно, из-за заикания и маленького роста он всегда старался быть успешнее, богаче...»

По сведениям дотошного биографа, за почти 20 лет Щукин приобрел 266 полотен, репродукции которых (полный перечень!) представлены в альбоме. Для сравнения: на прошлогодней сенсационной выставке «Шедевры нового искусства. Собрание Щукина» в парижском музее Фонда Louis Vuitton при всех героических усилиях устроителей и максимально возможной консолидации различных институций собрать воедино удалось лишь около половины работ из знаменитой коллекции. Читателям же выпадает шанс рассмотреть ее в абсолютно целостном виде, что едва ли когда-нибудь станет возможным в реальности — если только в интернет-пространстве.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+