В главном здании Театрального музея им. А.А.Бахрушина (Москва, ул. Бахрушина, д. 31/12) открывается ретроспективная многожанровая выставка Владимира Серебровского, приуроченная к 80-летию со дня рождения художника.
Владимир Серебровский (1937–2016) — советский и российский театральный художник, народный художник Российской Федерации (2007), работал в советских и российских театрах, в том числе в Театре им. М.Н.Ермоловой, Свердловском государственном театре оперы и балета им. А.В.Луначарского, Таджикском государственном академическом театре оперы и балета им. Садриддина Айни, Театре на Малой Бронной. Одной из важнейших вех в жизни и творчестве Серебровского стала работа главным художником во МХАТе им. М.Горького, куда его пригласила Татьяна Доронина. Там он оформил более 40 спектаклей, ряд которых остается в репертуаре театра до сих пор («Отелло уездного города», «Дикарка», «Васса Железнова, «Женитьба Белугина» и другие).
Владимир Серебровский — один из немногих художников, прошедших «обратный путь» — от абстрактного искусства к фигуративной живописи. Он много путешествовал по Непалу, Индии, Японии, Китаю, известен как большой знаток ориентальной культуры. Он даже создал иллюстрации к индийскому эпосу «Рамаяна».
Под влиянием философии и медитативных техник Южной и Восточной Азии Серебровский отказывается от использования «тяжелых» холста и масла и начинает писать на «легком» картоне прозрачной темперой и гуашью. Вернувшись в Россию после путешествий по странам Востока, художник переносит яркую азиатскую колористику и на русский пейзаж. Природа Подмосковья, дворянские усадьбы, дремучий лес, изображенные Серебровским на картоне, насыщены красками и светом, подобно японским садам и горам Памира.
Выставка представит вниманию посетителей 126 произведений художника, созданных за период с 1965 по 2015 год. Кроме того, в пространстве экспозиции будет воссоздана мастерская художника, где можно увидеть собранные им коллекции сюзане, керамических фигурок, музыкальных инструментов, на которых он играл (ситар и фисгармония), послушать медитативные мелодии и посмотреть фрагменты фильмов и спектаклей, в работе над которыми Владимир Серебровский принимал участие.
Подробнее на http://www.gctm.ru
Фонд содействия развитию современного искусства RuArts и Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова (ВИР) представляют художественный проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений». Проект имеет петербургскую прописку в ВИР (Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 42).
«Журнал наблюдений» начинался в 2014 году с исторического исследования и продолжился в 2015 году как символическая реконструкция событий 70-летней давности, основанная на научной работе Николая Вавилова — истории спасения коллекции семян во время блокады Ленинграда, собранных великим ученым и специалистами Всесоюзного института растениеводства, и судьбы части коллекции семян, захваченной нацистами на оккупированных западных территориях СССР и легшей в основу экспериментальных посевов Института генетики растений СС в замке Ланнах неподалеку от города Грац в Австрии. Художник совместно с австрийскими партнерами — группой RESANITA (Анита Фухс, Реза Пернталлер) предполагал, что эмпирический опыт исторической реконструкции может стать источником объективного исторического знания и возможностью выхода за пределы медиареальности. Результатом этой работы стал ленд-арт-проект «Поле коммуникации» — поле, выращенное художниками, было предъявлено как произведение искусства.
В 2016 году «Журнал наблюдений» привлек новых исследователей с обеих сторон, российской и австрийской, и упрочил уже существующие связи, благодаря чему работа над проектом продолжается по сей день. «Журнал наблюдений» сегодня — это международный science art проект, в создании которого принимают участие художники и ученые. По мнению Сергея Кищенко, его ценность заключается в том, что он осмысляется как одно из звеньев в глобальной коммуникационной сети, в поле истории, истории искусства, теории искусства, философии, науки, это проект о будущем, где нет идеологии тоталитаризма и смерти, территория, где художники культивируют взаимопонимание и толерантность.
На выставке будут представлены серии графических и фотографических работ, инсталляции, объекты.
Подробнее на http://www.ruarts.ru/foundation/projects/current
Orekhov Gallery (Москва, Колокольников пер., д. 2) представляет проект Reflexion, который можно назвать регуманизацией советского наследия. Увеличенные игрушки превращаются в источник опасности. Эта амбивалентность, эта опасная ностальгия придает сюжетам определенное напряжение. Пиноккио на картине Ивана Дмитриева и Людмилы Блок выглядит не хуже испанской инфанты. Тщательно прописаны все отслоения краски, все вмятины, сколы и трещинки старой древесины, что превращает изображение в сугубо индивидуальный портрет. Пирамидка с кольцами, высота которой в оригинале едва ли превышает 30 см, написана в человеческий рост.
В английском языке слово «reflexion» имеет сразу несколько значений, напрямую относящихся к исходному концепту выставки. С точки зрения формы это в первую очередь «отражение», «отблеск» или «тень». Неслучайно смыслообразующим центром экспозиции стала «Агата» Григория Орехова — скульптура-неваляшка из нержавеющей стали. На ее отполированной до зеркального блеска поверхности отразились «парадные портреты» обитателей Абсолютной Детской, выполненные в академической манере.
Другое словарное значение названия — «размышление», «раздумье», собственно «рефлексия». Выставка заставляет «взрослых» вновь почувствовать себя «маленькими», столкнувшись с образами, знакомыми с детства.
Здесь вполне уместным оказывается и еще одно определение слова «reflexion» — «порицание», «осуждение» или, если продолжить придерживаться детского дискурса, «наказание», «нотация». Все это имеет самое непосредственное отношение к еще одной теме выставки — теме отцов и детей, преемственности поколений. Это выражено на самых разных уровнях. Так, «Агата» Григория Орехова названа в честь его дочери, чье рождение в свое время послужило импульсом к возвращению к скульптуре, от которой он некогда отошел после смерти отца. Члены группы «Россия» не только разрабатывают в своем творчестве схожие эстетические принципы, но и связаны родственными узами. Так или иначе все участники выставки работают с культурологическими парадигмами и в то же время проходят своеобразный сеанс психоанализа.
Видеоработа еще одного художника, Михаила Сачкова, в секретной черной комнате объединяет в себе все концепты, легшие в основу выставки. Калейдоскоп абстрактных образов в зеркальной комнате погружает смотрящих в глубокий самоанализ, пробуждая детские воспоминания. Всего за время выставки предусмотрено шесть разных сеансов. Каждый новый сеанс будет запускаться в галерее раз в десять дней.
Подробнее на http://orekhovgallery.com/
По материалам пресс-релизов.