Точнее по смыслу название выставки звучало бы так: «Мир как театр». И это еще одна попытка западной цивилизации на примере 150 работ 71 художника понять, что такое китайское искусство во временном протяжении от окончания холодной войны в 1989 году и до Олимпийских игр в Пекине в 2008-м, и почему оно стремительно завоевало мир. Ведь глобализация современного искусства — во многом заслуга его китайских активистов. Они расширили взгляд на такие проблемы, как национальная идентичность, равенство, идеология, контроль над обществом, будь то на Западе или на Востоке.
Главную работу выставки — давшую ей название инсталляцию Хуан Юнпина с живыми ящерицами, жабами и змеями, пожирающими насекомых, загруженными в общую клетку с прозрачным куполом в виде черепашьего панциря, не выставили, как и два других произведения еще трех авторов, из-за протестов местных зеленых.
Среди центральных экспонатов — объект-карта Цю Чжицзе «Искусство и Китай после 1989 года», которая прослеживает историю искусства и политических движений начиная с обозначенного в названии времени. Похожую работу, но по всей истории искусства ХХ века художник показывал в основном проекте на Шестой Московской биеннале в 2015 году. В свою очередь, Чэнь Чжэнь для создания объекта «Крутые роды» собрал велосипедные камеры и пластмассовые игрушечные автомобили, сделав из них огромного дракона длиной 25 м. Художник вдохновлялся лозунгом: «В 2000 году 100 млн китайцев будут обладать своими собственными автомобилями, пересев с велосипедов». И конечно, ни одна китайская выставка не обходится без Ай Вэйвэя. Видео «Роняя урну династии Хань» (1995) показывает, как художник методично разбивает 2000-летний церемониальный сосуд — символ традиционной китайской культуры, напоминая тем самым о маоистских лозунгах «культурной революции», призывавших к созданию новой, пролетарской культуры.
Музей Соломона Гуггенхайма
Искусство и Китай после 1989 года. Театр мира
До 7 января 2018