18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские торги Christie’s прошли с энтузиазмом и рекордами

«Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан за внушительные £2,4 млн, «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова ушло за рекордные £849 тыс

Аукцион русского искусства Christie’s открыл неделю русских торгов в Лондоне, которые обычно служат важным ориентиром для покупателей. Аукцион задал отличный тон: и живопись, и произведения прикладного искусства разошлись стремительно (уход лотов явно составил более 80%). Последние полтора года в лондонских аукционных залах, когда там продавалось русское искусство, царила печаль: цены упали, каталоги стали тоньше, вечерние торги (они по традиции более статусные) отменили. И вот, кажется, наступил перелом к лучшему.

За £2,408 млн продан «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1909–1910 годов, заметно превысивший предварительную оценку в £500–700 тыс. Это полотно долгое время приписывали мужу Гончаровой, авангардисту Михаилу Ларионову. Никакой дискриминации художницы тут не было: ошиблась вторая жена Ларионова, Александра Томилина-Ларионова, у которой картину и купил последний владелец в 1966 году. После публикации стало ясно, что полотно не могло быть написано Ларионовым: не похожи ни композиция, ни фактура, ни даже набор предметов на столе (художник не любил писать круглые яблоки или апельсины, а предпочитал асимметричные груши). Окончательно идентифицировала полотно эксперт Елена Баснер, указав на номер на обороте картины — точно такими же были помечены другие полотна Гончаровой, предназначенные для выставки в петербургском бюро Надежды Добычиной, первой русской профессиональной галеристки. Полученные после упорного торга £2,4 млн не рекорд для художницы, ее «Испанка» стоила £6,4 млн — но то было в более благосклонном к русскому арт-рынку 2010 году и на интернациональных торгах.

Зато рекордными являются £849 тыс. за «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова (прежняя максимальная цена для художника составляла £300 тыс.). Большое сказочное полотно написано в процессе работы над декорациями к опере Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре в 1900 году, по следам нескольких поездок в Новгород. Картину никто не видел почти 90 лет. После того как она была показана в Строгановском училище в Петербурге и затем на выставке передвижников в Москве, она хранилась в частной коллекции.

Благополучно распродан и традиционный для Christie’s раздел графики с рисунками Константина Сомова и Льва Бакста, и необычно большой для этого консервативного дома раздел нонконформистов; среди разочарований можно назвать неуход горного пейзажа Николая Рериха (эстимейт был £300–500 тыс.) и слишком скромные для такого важного произведения, как «Святое семейство» Василия Верещагина, £368,7 тыс.

Предметы фирмы Фабереже проданы, как всегда на Christie’s, триумфально. Среди самых впечатляющих цен — £704 тыс. за шагающего серебряного носорога и £788 тыс. за миниатюрный портшез, сделанный мастером Михаилом Перхиным для голландского магната резиновой промышленности Максимилиана Отмара Нойшеллера.

Окончательный итог аукциона Christie’s будет известен позже, впереди — русские торги Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+