18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русские торги Christie’s прошли с энтузиазмом и рекордами

«Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан за внушительные £2,4 млн, «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова ушло за рекордные £849 тыс

Аукцион русского искусства Christie’s открыл неделю русских торгов в Лондоне, которые обычно служат важным ориентиром для покупателей. Аукцион задал отличный тон: и живопись, и произведения прикладного искусства разошлись стремительно (уход лотов явно составил более 80%). Последние полтора года в лондонских аукционных залах, когда там продавалось русское искусство, царила печаль: цены упали, каталоги стали тоньше, вечерние торги (они по традиции более статусные) отменили. И вот, кажется, наступил перелом к лучшему.

За £2,408 млн продан «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1909–1910 годов, заметно превысивший предварительную оценку в £500–700 тыс. Это полотно долгое время приписывали мужу Гончаровой, авангардисту Михаилу Ларионову. Никакой дискриминации художницы тут не было: ошиблась вторая жена Ларионова, Александра Томилина-Ларионова, у которой картину и купил последний владелец в 1966 году. После публикации стало ясно, что полотно не могло быть написано Ларионовым: не похожи ни композиция, ни фактура, ни даже набор предметов на столе (художник не любил писать круглые яблоки или апельсины, а предпочитал асимметричные груши). Окончательно идентифицировала полотно эксперт Елена Баснер, указав на номер на обороте картины — точно такими же были помечены другие полотна Гончаровой, предназначенные для выставки в петербургском бюро Надежды Добычиной, первой русской профессиональной галеристки. Полученные после упорного торга £2,4 млн не рекорд для художницы, ее «Испанка» стоила £6,4 млн — но то было в более благосклонном к русскому арт-рынку 2010 году и на интернациональных торгах.

Зато рекордными являются £849 тыс. за «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова (прежняя максимальная цена для художника составляла £300 тыс.). Большое сказочное полотно написано в процессе работы над декорациями к опере Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре в 1900 году, по следам нескольких поездок в Новгород. Картину никто не видел почти 90 лет. После того как она была показана в Строгановском училище в Петербурге и затем на выставке передвижников в Москве, она хранилась в частной коллекции.

Благополучно распродан и традиционный для Christie’s раздел графики с рисунками Константина Сомова и Льва Бакста, и необычно большой для этого консервативного дома раздел нонконформистов; среди разочарований можно назвать неуход горного пейзажа Николая Рериха (эстимейт был £300–500 тыс.) и слишком скромные для такого важного произведения, как «Святое семейство» Василия Верещагина, £368,7 тыс.

Предметы фирмы Фабереже проданы, как всегда на Christie’s, триумфально. Среди самых впечатляющих цен — £704 тыс. за шагающего серебряного носорога и £788 тыс. за миниатюрный портшез, сделанный мастером Михаилом Перхиным для голландского магната резиновой промышленности Максимилиана Отмара Нойшеллера.

Окончательный итог аукциона Christie’s будет известен позже, впереди — русские торги Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+