18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сборная Португалии в Кремле

№59
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля открывается выставка, посвященная истории и культуре Португальской империи — первой колониальной державы Нового времени, просуществовавшей целых три века

Музеи Московского Кремля уже давно делают смотры художественных ценностей различных монархий как Европы, так и Азии. Теперь в кремлевских палатах властвует Португалия — страна, де-юре бывшая королевством, но де-факто настоящей трансконтинентальной колониальной империей, чей срок закончился только в 1960-е годы. Всеохватное владычество португальцев можно было сравнить, пожалуй, лишь с потеснившей их со временем британской гегемонией. Выставка так и называется: «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков». 

Одно из главных сокровищ, представленных в экспозиции, — всего лишь пергамент. Однако это знаменитый рукописный Тордесильясский договор 1494 года (Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон), по которому с благословения папы Александра VI (кстати, из рода Борджиа, выходцев из Арагона) в основном разрешились непростые геополитические отношения и спорные вопросы между Испанией и Португалией. По этому соглашению, подписанному Жуаном II и испанской четой властителей Кастилии и Арагона, все земли, открытые на 370 лиг (около 1,1 тыс. морских миль) к западу от островов Зеленого Мыса, что в Атлантическом океане, будут принадлежать Испании, а все, что к востоку и юго-востоку, — Португалии. Однако сам святейший изобретатель «папского меридиана» (так называли эту демаркационную линию) не учел того, что португальцы, соблюдая договор, смогут ступить на землю Америки и им на законных основаниях достанется огромная Бразилия (ранее считавшаяся островом), которая даст королевской казне бездну алмазов и других драгоценностей.

Португальцы все равно посчитали себя обиженными. Как же так? Ведь именно они еще со времен принца Энрике Мореплавателя (рубеж XIV–XV веков), который основал мореходную школу, верфь, обсерваторию и завез в страну навигационные приборы, двинулись покорять мир — сперва Западную, Южную и Восточную Африку, а потом берега Индии, Малайи и вплоть до Китая. Португальцы, делая ставку на морскую гегемонию, очень гордились своей навигационной вооруженностью. Что видно не только по модели небесного глобуса 1575 года мастера из Аугсбурга Кристофера Шисслера, раритету, оказавшемуся во дворце Синтры, но и по шпалере с португальским королевским гербом, сотканной в Брюсселе мастерами, сумевшими осовременить позднесредневековый цветочный орнамент «мильфлер» изображениями небесных сфер. Каравеллы, каракки, а потом и галеоны по мере их появления во флоте становились моделями и для ювелирного искусства. Стилизованные изображения этих судов, перевозивших сокровища, выполнялись ювелирами в виде подвесок и брошей из золота, бриллиантов, эмалей и жемчуга. А водившие эскадры адмиралы, как знаменитый первооткрыватель пути в Индию Васко да Гама и жестокий завоеватель восточных стран, вице-король Индии Афонсу де Албукерке, удостаивались парадных портретов. На этих «парсунах» властители морей украшены рубиновыми и гранатовыми орденами Христа и Сантьяго (то есть святого Иакова Компостельского, покровителя пиренейских королевств), поскольку высокие представители короля должны были принадлежать к высокому же званию рыцарей-крестоносцев (кстати, уцелевших после погрома французских тамплиеров приютил как раз португальский орден Христа). 

За «рыцарскими крестами», как известно, стояла и другая немалая сила — миссионеры, принадлежавшие в основном к ордену Иисуса, то есть иезуиты. В бассейне Индийского океана наравне (а может быть, и более) с Игнасио Лойолой был широко известен его собрат и сооснователь ордена святой Франциск Ксаверий (он же Шавер по-португальски, он же Хавьер по-испански), не только учредивший в Гоа иезуитский коллеж, но и пытавшийся распространить влияние пропагандируемого им учения на Малайю, Китай и даже Японию, куда его на некоторое время впустили вообще-то опасавшиеся «белолицых» местные чиновники. Чему есть свидетельства от изобразительного искусства — ширма с сюжетом о прибытии иностранных послов (Киото, начало XVII века, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Шкатулка-реликварий, изготовленная в Гоа (Государственный Эрмитаж), статуэтка из слоновой кости «Младенец Иисус Христос, Добрый Пастырь» (Национальный музей, Лиссабон) и реликварий в виде головы святого Франциска Ксаверия (конец XVII века, церковь Святого Роха, Лиссабон) — все это свидетельства усилий его выучеников, наставлявших местных ремесленников. Впрочем, иногда клирикам, имевшим дело с паствой «восточных морей», приходилось идти на компромиссы. К примеру, в декоре облачения священника, казулы (орнат или плащ), приходилось прибегать к местным национальным шелковым вышивкам эпохи Цин (в данном случае середина XVII–XVIII века), в цветочных орнаментах которых крест и не рассмотреть.

Многие сокровища, которые получила так называемая Португальская империя, ей сохранить не удалось, они разошлись по разным владельцам по всему свету. Кажется, классики марксизма говорили: Португалия — уста для сокровищ, а желудок — Англия и Голландия. Не споря с этой сентенцией, следует лишь добавить, что 140 экспонатов выставки в Кремле были собраны благодаря не только музеям Португалии, но и участию музеев России и Великобритании. 

Музеи Московского Кремля
Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков
8 декабря 2017 – 25 февраля 2018

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+