18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Мизиано пригласил мировых звезд на охоту за привидениями

№59
Материал из газеты

Третья часть проекта куратора «Удел человеческий» — в Фонде культуры «Екатерина»

Большой многочастный проект «Удел человеческий» известного российского куратора Виктора Мизиано исследует положение человека в меняющемся мире. Он стартовал в 2015 году и завершится в 2019-м, задействовав три музейных пространства: Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства и Еврейского музея. Проект мультидисциплинарный, включающий круглые столы, симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы. Само название проекта отсылает к одноименной книге немецкого культуролога Ханны Арендт (1906–1975), где она задается вопросом, как остаться человеком перед лицом исторических драм. Первая часть «Избирательное сродство» была посвящена границам человеческого, вторая — «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» — страстям человеческим, а третья исследует травматическую природу памяти. 

Дом с привидениями — один из канонических сюжетов жанра саспенс в литературе и кино. Однако отправной точкой этой выставки с участием звездного интернационального состава из 16 художников стал шекспировский Гамлет. История принца Датского, к которому приходит привидение его отца, чтобы открыть страшную тайну из прошлого, остается одним из самых пронзительных произведений о травме и памяти. 

Один из разделов выставки ставит вопрос о том, что такое собственно произведение искусства. Призрачная субстанция? Видео «Пересматривая „Солярис“» Деймантаса Наркявичюса посвящено травмированной совести, воплощенной в призраках, приходящих к героям фильма Андрея Тарковского. Работа ливанских художников Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа также о послании из прошлого, но реального. Дядя одного из художников, похищенный во время ливанской войны, снял тогда пленку, которую спустя много лет нашел и проявил его племянник, и теперь это уже документ времени.
В другом разделе выставки речь идет о травме исторической. Аслан Гайсумов сделал групповой фотопортрет стариков, больше полувека назад депортированных из Чечни. А в памяти Леонида Тишкова — история его деда, в самом начале войны попавшего в немецкий плен. Так родилась серия рисунков «Умань». Видеоинсталляция Уильяма Кентриджа «Я не я, и лошадь не моя» основана на повести «Нос» Николая Гоголя, но затрагивает память мировых войн и революций. 
Третий раздел — о личной, приватной памяти. В инсталляции классика arte povera Клаудио Пармиджани «Смена места» из отпечатков сажи и дыма возникает призрачный образ библиотеки. Мирослав Балка собрал инсталляцию из ковриков из бедных кварталов Кракова как знак коллективной памяти. Три раздела выставки объединены еще и звуковыми инсталляциями. Какой же «Дом с привидениями» без неожиданных скрипов, вздохов, всхлипов, стуков и прочих знаков присутствия потусторонних сил? 

Фонд культуры «Екатерина»
Дом с привидениями
1 декабря 2017 – 28 января 2018

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+