18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции Якова Чернихова

№59
Материал из газеты

В Музее архитектуры им. Щусева внук мастера, тоже архитектор, представляет обширное графическое наследие деда

Яков Чернихов (1889–1951) — один из самых неординарных мастеров замечательной плеяды архитекторов русского авангарда начала ХХ века. Архитектор, теоретик и график, чье влияние на теорию современной архитектуры трудно переоценить, практически не оставил реализованных проектов. Зато сохранилось, прежде всего стараниями семьи, обширное графическое наследие мастера. 

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, первая за долгое обозримое время дающая возможность увидеть в столь полном объеме наследие Чернихова, включает, помимо его знаменитой футуристической графики, личные вещи, прижизненные издания его книг, модели и макеты зданий. Все это предоставлено основанным в 1991 году Фондом имени Якова Чернихова, а также дополнено произведениями из коллекции музея и частных собраний. Интересно, что концепция и дизайн выставки принадлежат внуку Якова Чернихова архитектору Андрею Чернихову. В одном из залов — его инсталляция, воссоздающая рабочий стол архитектора с уютной настольной лампой с зеленым плафоном, массивным письменным прибором, украшенным скульптурой Мольера, и семейными фотографиями. На выставке последовательно показаны основные архитектурно-графические циклы Чернихова. Один из самых ранних — яркая и многоцветная «Аристография» (слово, которое можно перевести с греческого как «изящнейшее рисование») 1918–1920 годов. Рисунки этой серии объединяют принципы архитектуры конструктивизма и живописные поиски русского авангарда, прежде всего супрематизма. За ними следует серия 1925–1930 годов «Основы современной архитектуры», итогом которой стал одноименный труд, изданный в 1930 году. В этой программной для Чернихова работе он обосновывает абстрактно-композиционный метод творчества, основанный на асимметрии форм. Раздел «Конструкция архитектурных и машинных форм» отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Кроме изданной в 1931 году книги «Конструкция архитектурных и машинных форм», итогом изысканий в этом направлении стал проект канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде, построенного в 1930–1931 годах. Правда, от первоначального замысла Чернихова сохранилась лишь водонапорная башня, ставшая выдающимся памятником промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Зато на выставке можно увидеть воссозданный по чертежам архитектора макет всего комплекса. 

Отдельный зал посвящен последней изданной при жизни работе Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», ставшей настольной книгой для современных архитекторов всего мира. Кроме того, особого внимания заслуживают замечательные цветные «архитектурные сказки» — рисунки, созданные в 1920–1940-х годах, в которых художник творчески перерабатывает и интерпретирует архитектурные сооружения прошлого.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Яков Чернихов. Образы архитектуры
До 4 февраля 2018

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+