18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции Якова Чернихова

№59
Материал из газеты

В Музее архитектуры им. Щусева внук мастера, тоже архитектор, представляет обширное графическое наследие деда

Яков Чернихов (1889–1951) — один из самых неординарных мастеров замечательной плеяды архитекторов русского авангарда начала ХХ века. Архитектор, теоретик и график, чье влияние на теорию современной архитектуры трудно переоценить, практически не оставил реализованных проектов. Зато сохранилось, прежде всего стараниями семьи, обширное графическое наследие мастера. 

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, первая за долгое обозримое время дающая возможность увидеть в столь полном объеме наследие Чернихова, включает, помимо его знаменитой футуристической графики, личные вещи, прижизненные издания его книг, модели и макеты зданий. Все это предоставлено основанным в 1991 году Фондом имени Якова Чернихова, а также дополнено произведениями из коллекции музея и частных собраний. Интересно, что концепция и дизайн выставки принадлежат внуку Якова Чернихова архитектору Андрею Чернихову. В одном из залов — его инсталляция, воссоздающая рабочий стол архитектора с уютной настольной лампой с зеленым плафоном, массивным письменным прибором, украшенным скульптурой Мольера, и семейными фотографиями. На выставке последовательно показаны основные архитектурно-графические циклы Чернихова. Один из самых ранних — яркая и многоцветная «Аристография» (слово, которое можно перевести с греческого как «изящнейшее рисование») 1918–1920 годов. Рисунки этой серии объединяют принципы архитектуры конструктивизма и живописные поиски русского авангарда, прежде всего супрематизма. За ними следует серия 1925–1930 годов «Основы современной архитектуры», итогом которой стал одноименный труд, изданный в 1930 году. В этой программной для Чернихова работе он обосновывает абстрактно-композиционный метод творчества, основанный на асимметрии форм. Раздел «Конструкция архитектурных и машинных форм» отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Кроме изданной в 1931 году книги «Конструкция архитектурных и машинных форм», итогом изысканий в этом направлении стал проект канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде, построенного в 1930–1931 годах. Правда, от первоначального замысла Чернихова сохранилась лишь водонапорная башня, ставшая выдающимся памятником промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Зато на выставке можно увидеть воссозданный по чертежам архитектора макет всего комплекса. 

Отдельный зал посвящен последней изданной при жизни работе Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», ставшей настольной книгой для современных архитекторов всего мира. Кроме того, особого внимания заслуживают замечательные цветные «архитектурные сказки» — рисунки, созданные в 1920–1940-х годах, в которых художник творчески перерабатывает и интерпретирует архитектурные сооружения прошлого.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Яков Чернихов. Образы архитектуры
До 4 февраля 2018

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+