18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что покупают любители искусства на книжной ярмарке non/fictio

Презентация книги «Архив Харджиева» с уникальными архивами русских авангардистов, новинки от арт-издательств, выставка книжной иллюстрации и другие события 19-й ярмарки интеллектуальной литературы

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction решили поддержать тенденцию этой осени, щедрой на выставки русского авангарда (Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее, Казимир Малевич на ВДНХ), и посвятить одну из главных книжных презентаций сборнику статей, писем и документов художников русского авангарда. Книга «Архив Харджиева», выпущенная к одноименной выставке в фонде IN ARTIBUS, — событие большой важности. Собрание документов исследователя русского авангарда Николая Харджиева лишь недавно обрело цельность благодаря специалистам РГАЛИ — часть его находилась в Стеделейк-музее в Амстердаме, куда в 1990-е переехал коллекционер.

Книга открывает серию, которую замыслил фонд IN ARTIBUS, через год выйдет второй том, а в 2019 году, когда откроется еще одна часть закрытого по завещанию Харджиева архива, — третий. Туда войдут личные дневники собирателя, о жизни которого, по замечанию искусствоведа, научного редактора книги Андрея Сарабьянова, «можно снимать детективный сериал». На презентации команда специалистов, готовивших издание к выходу, рассказала о человеке-легенде.

«Харджиев чувствовал свою миссию, полагал, что только он один может сохранить авангард, — отметил Сарабьянов. — Отсюда его судьба: он никого к себе не пускал, описи его коллекции не существует, полностью ее не видел никто. А ведь там было десять картин Малевича, 100 его рисунков, не говоря уже о картинах Розановой, Ларионова».

Александр Парнис, составитель книги, рассказывал, как на конференции в честь 100-летия Николая Харджиева в Одессе начались первые переговоры с голландским фондом Харджиева — Чаги. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева напомнила о тех документах, которые в результате этого удалось опубликовать: «В книге есть статья Малевича „Мы“, которая была известна только в упоминаниях самого художника, бесподобная переписка ученицы Малевича Нины Коган и Петра Митурича, статья Алексея Гана, написанная для персональной выставки Малевича и известная лишь по упоминаниям в критических статьях 1920-х годов, и многое другое».

Стоит отметить, что non/fiction — место, где купить книжную новинку еще нужно успеть. Вскоре после открытия у крупных издательств раскупают все лучшее из ярмарочного топ-листа — он представлен на первом этаже в специальной витрине изданиями, отобранными организаторами ярмарки. В этом году в топ включено немало изданий об искусстве. К примеру, сборник эссе о художниках XIX–XX века «Открой глаза» Джулиана Барнса, рекомендованный всеми книжными критиками, на стенде «Эксмо» разбирается до обеда. Похожая история и с «Главным в истории искусств» от Сьюзи Ходж на стенде «Манн, Иванов и Фербер», которую покупают, вероятно, еще и за доступность и лаконичность. Пользуются популярностью дневники и записи. По наблюдению сотрудников стендов издательств «Арт-Волхонка» и «Искусство-XXI век», хорошо покупают серию «Записки художника» с дневниками Евгения Лансере, Нины Кандинской, Марианны Веревкиной. Причем неплохо продаются даже большие дорогие издания, например каталог Эль Греко. У Ad Marginem хорошо покупают «Краткую историю современного искусства» Герберта Рида и собрание графики «Эйзенштейн на бумаге» из совместной издательской программы с музеем «Гараж» и «Круг тотальной архитектуры» Вальтера Гропиуса.

У стенда издательства Ирины Тархановой «Барбарис» по традиции много гостей ярмарки. Они скупают щедро иллюстрированные воспоминания художницы Алисы Порет, книги из серии записок путешественника «По России с Сировским», перебирают иллюстрированные игральные карты с писателями.

На музейных стендах можно купить каталоги популярных у зрителей выставок, даже тех, что еще идут. Например, «Некто 1917» в Новой Третьяковке в алом или «Хаим Сутин. Ретроспектива» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в синем переплете.

На выставке книжной иллюстрации выделяется стенд Светланы Филипповой, автора иллюстраций к платоновскому «Чевенгуру», «Темным аллеям» Ивана Бунина и рассказам Людмилы Улицкой.

За расписанием презентаций других книг, а также работой образовательной программы следите на сайте ярмарки.

До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+