18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер художник Владлен Гаврильчик

5 декабря ушел из жизни художник, поэт, легенда петербургской неофициальной культуры, точно назвавший себя «работником слова и кисти». Ему было 88 лет

Гаврильчик родился в 1929 году в семье военного, служившего на советско-афганской границе в узбекском городе Термез, и, хотя с детства увлекался рисованием, был готов к армейской карьере: Суворовское училище в Ташкенте, затем Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище, в звании лейтенанта он служил на Тихоокеанском флоте и был адъютантом адмирала. В 1955 году, уволившись в запас и вернувшись в Ленинград, Владлен Гаврильчик сосредоточивается на занятиях искусством и выбирает путь самодеятельного художника — он всегда высоко ценил творческую и социальную независимость. Начав с должности инженера в конструкторском бюро, в 1970-е годы он пробовал себя в самых разных профессиях: шкипер речной баржи, проводник почтового вагона, кочегар, машинист станции подмеса — все, что оставляло возможность заниматься искусством.

Большое влияние на Гаврильчика оказало знакомство с учениками Павла Филонова Михаилом Цыбасовым и Львом Кацнельсоном, впоследствии видным петербургским коллекционером. В конце 1960-х годов Гаврильчик начинает показывать свои работы на выставках, тогда же становятся известными его стихи. Он был признан и принят сразу в обоих неофициальных сферах — изобразительной и литературной: образный мир его поэзии и живописи составляет единое целое. Стихотворения выходили в альманахе «Аполлон-77», изданном Михаилом Шемякиным, и знаменитой поэтической антологии «У голубой лагуны» под редакцией Константина Кузьминского. Созданное Гаврильчиком является не стилизацией под наивное искусство, но его непосредственным продолжением в современных условиях, полностью отвечая понятию «городской фольклор». Его искусство постмодернистски вбирает в себя элементы метафизической живописи, «новой вещественности» и гиперреализма, оно может быть наполнено едкой соц-артистской иронией, оставаясь лиричным продолжением ленинградской пейзажной традиции. Помимо картин и рисунков, в последние годы жизни Гаврильчик делал ассамбляжи, получившие авторское наименование «шип-объект» и в равной мере продолжающие традицию морского моделирования и наследующие авангардной пластике. Произведения Гаврильчика представлены в большинстве главных музеев России и собраниях за рубежом. Его поэтическое наследие собрано в пять сборников, самые объемные из них названы «Изделия духа» (1995) и «Упражнения в ужасной словесности» (2004). В 2013 году он получил Премию Курехина в номинации «Почетный приз». Влияние фигуры Гаврильчика неоценимо для петербургского искусства. Прощание пройдет 10 декабря: отпевание в Спасо-Преображенском соборе в 12:00, похороны – на кладбище поселка Кирилловское.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+