Впервые за десятилетнюю историю британской премии «Молодой аукционист года» ее обладательницей стала женщина, специализирующаяся на искусстве. В октябре это престижное звание, присуждаемое Национальной ассоциацией оценщиков и аукционистов (NAVA), получила Джорджина Хилтон, обошедшая девятерых коллег-мужчин. Сотрудница Christie’s с 2013 года, сейчас она работает в отделе живописи старых мастеров. Женщины побеждают в этом конкурсе уже третий год подряд, но обе победительницы предыдущих лет работают на торгах недвижимостью. Действительно ли ситуация выравнивается в гендерном отношении?
«Да», — считает Кэтрин Саутон, которая пришла в Sotheby’s в 1996 году, а пять лет назад открыла неподалеку от Лондона собственное аукционное дело Catherine Southon Auctioneers & Valuers. «Мне, молодой женщине, было непросто заниматься оценкой лотов, — вспоминает она начало своей карьеры. — Люди не воспринимали меня всерьез. Многие хотели говорить только с моим начальником, по умолчанию предполагая, что это мужчина». Саутон считает, что телевизионные передачи об аукционах способствовали повышению авторитета женщин в этом бизнесе; она выступала в качестве эксперта и ведущей в ряде телепередач ВВС, в том числе в Flog It! и Bargain Hunt. Однако из недавно опубликованного зарплатного рейтинга ВВС видно, что Фиона Брюс, которая ведет Antiques Roadshow, зарабатывает £350–399 тыс., а ведущий новостей Хув Эдвардс получает £550–£599 тыс.
Тем не менее Саутон видит движение по направлению к равноправию. «Раньше мужчин повышали с позиций носильщика до специалистов, а потом и до аукционистов, в то время как женщин бесконечно держали на уровне ассистентов. Сейчас на высокие должности назначают гораздо больше женщин», — говорит она и прибавляет, что все четыре сотрудника у нее в штате — женщины.
И все же, когда торги ведут молодые аукционистки, дилеры нередко «пытаются действовать более нагло, и им это сходит с рук». «Нужно реагировать жестко, а это умение приходит с опытом», — замечает Саутон. Она признает, что «контролировать зал твердым и громким голосом» бывает непросто.
Вожделенное место на вершине художественного рынка — должность аукциониста вечерних торгов для большинства женщин по-прежнему остается недоступным. В 1990 году Мелани Клор провела на Sotheby’s свои первые и последние вечерние торги. Следующие крупные вечерние торги под руководством женщины состоялись только в июне 2016-го, также на Sotheby’s. Их провела соруководитель международного отдела импрессионизма и модернизма Хелена Ньюман. Она признает, что хозяева лотов колебались, даже несмотря на ее 20-летний опыт работы на аукционах. «Когда вы что-то продаете, вы не хотите, чтобы на вас ставили эксперименты. Вы хотите чего-то проверенного и надежного, — говорит она. — Но с тех пор люди поддерживают меня. Мужчина вы или женщина — все хотят знать, что они в надежных руках. По сути, они хотят волшебства. В конце концов, это театр». Как и многие другие аукционисты, Ньюман с ее классическим образованием скрипачки — прирожденный исполнитель. По ее словам, Sotheby’s давно хорошо проявляет себя в том, что касается назначения женщин на ответственные посты. В 1976 году первой аукционисткой здесь стала 24-летняя Либби Хоуи.
Между тем первая аукционистка Christie’s Анке Адлер-Слоттке провела свои первые торги марок в Цюрихе еще в 1964-м и дебютировала в лондонской штаб-квартире аукционного дома в 1970-х.
Phillips также пестует начинающих аукционисток. Сейчас в числе трех его новичков за кафедрой (двое других — мужчины) Кили Дин, возглавляющая отдел латиноамериканского искусства. Она провела свои первые торги в Нью-Йорке в октябре этого года. Дин считает, что заместитель председателя Phillips в Америке Вивиан Файффер — «потрясающая наставница» и что такие женщины на руководящих постах, как Шейенн Вестфаль, Мити Хейден и Дина Амин, «внимательно следят за тем, чтобы более молодые сотрудницы чувствовали поддержку, приступая в компании к новой работе». Всего у Phillips на данный момент девять аукционистов: четыре женщины и пятеро мужчин — здоровая пропорция по всем меркам.
Представительницы Sotheby’s и Christie’s говорят, что число ведущих аукционы женщин растет. В Sotheby’s они составляют 32% из общего числа аукционистов (75 человек). В Christie’s этот показатель равен 28% (из 51 человека). По словам Ньюман, переход женщин на вечерние торги — вопрос времени. «Женщины обладают очень полезными для аукциониста качествами: знаменитой женской интуицией и способностью тонко чувствовать рынок», — уверена она.
Однако цифры доказывают, что до равенства еще далеко. «Всюду: от аукционистов и тех, кто делает ставки, до художников, на которых ставят, — господствуют мужчины. Женщины заслуживают равной оплаты труда и равных возможностей во всех сегментах арт-рынка», — считает лондонская собирательница искусства Валерия Наполеоне, коллекционирующая исключительно произведения, созданные женщинами.