18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международный центр иконописи появится в Москве

№59
Материал из газеты

Частный Музей русской иконы планирует расширяться и создать новый выставочный центр. Он разместится между Большим Каменным мостом и Волхонкой

Предполагается, что международный центр русской иконы разместится между Большим Каменным мостом и Волхонкой. Это новый амбициозный проект частного Музея русской иконы. Целью деятельности центра станут сотрудничество с российскими и зарубежными коллекционерами русской иконописи, показ их коллекций в Москве, организация международных проектов, связанных с иконами. Кроме того, тут будут устраивать временные выставки предметов из собрания музея, который уже перерос — во второй раз — свое помещение.

Музей русской иконы, созданный по инициативе бизнесмена Михаила Абрамова, открыт 11-й год и остается единственным частным музеем такого рода в Москве. По словам самого коллекционера, его увлечение иконами началось в 2000‑е с поиска «своего» святого — архангела Михаила. В 2006 году музей, коллекция которого в тот момент состояла из 250 предметов, уже располагался в двух залах в бизнес-центре на Верейской улице. Собрание росло, и его владелец решился на серьезный шаг: получил в аренду два дома на Гончарной улице напротив Афонского подворья (что потребовало переселения организаций-жильцов), полностью их реконструировав с учетом условий хранения древнерусской живописи. В 2011-м музей открылся на новом месте.

Сегодня собрание Музея русской иконы насчитывает около 5 тыс. единиц хранения, в их числе: иконы (их порядка 900), деревянная скульптура, шитье и литье, уникальная коллекция эфиопского православного искусства (ее показывают в особом зале, напоминающем пещеру), даже подлинная 200-летняя старообрядческая беспоповская молельня, перевезенная из Тверской области. Здание музея разделено на зоны с учетом перемещения воздушных потоков: во входной зоне первого этажа иконы отсутствуют, в следующей зоне (за гигантской сейфовой дверью) иконы находятся в защищенных витринах, и только начиная со второго этажа они представлены открыто.

Среди самых знаменитых икон в коллекции — два Георгия: ростовский «Георгий на голубом коне» позднего XV века и образ «Чудо Георгия о змие с Богоматерью», написанный новгородским мастером во второй четверти XVI столетия. Здесь можно увидеть первый известный образ Богоматери Одигитрии Грузинской (Новгород, последняя четверть XV века) и последнюю найденную подписную икону Симона Ушакова «Богоматерь Одигитрия» (1675–1678), иконы, связанные с династиями Рюриковичей и Романовых, и, например, критскую икону «Богоматерь Гликофилуса» середины XV века. 

Большую часть икон Михаил Абрамов покупает за рубежом, это те произведения, которые когда-то контрабандой были вывезены из России. Среди них несколько раз попадались похищенные из музеев и храмов — их приобретатель возвращает владельцам.

Выставочная деятельность музея давно вышла за пределы России: дважды он показывал древнерусскую живопись в Риме, возил иконы в Прагу и Братиславу. Музей русской иконы включен в международную организацию ИКОМ (Международный совет музеев в ЮНЕСКО) и совсем недавно на Культурном форуме в Санкт-Петербурге был официально принят в Союз музеев России.

Специалисты музея наладили отношения с десятками российских провинциальных музеев и зарубежных коллекционеров. Так что расширение площадки стало необходимостью. В ожидании решения московских властей музей начинает новые программы у себя на Гончарной. Уже с середины декабря впервые в Москве будет представлена публике икона «Иоанн Предтеча, с праздниками» из Ростова Великого. Ее показ организован совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». Это первая из целой серии выставок под названием «Шедевры школ древнерусской живописи в собраниях музеев России». В планах на следующий год еще один проект — выставка «Икона. Копия. Имитация. Подделка», где проблему подделок произведений иконописи и тонкую грань между копированием, имитацией и подделкой обсудят на серьезном профессиональном уровне с привлечением технологов и специалистов по иконографии. 


Михаил Абрамов
Основатель Музея русской иконы

Михаил Юрьевич, в силе ли ваши планы по созданию в Москве международного центра русской иконы?

Да, эти планы в силе, в том числе постройка нового здания. Однако первоначальное место, которое подходило для размещения музея (стрелка между Остоженкой и Пречистенкой, за памятником Энгельсу), нам не дали, мотивируя тем, что эта площадка уже передана под другой инвестиционный проект и там будут построены многоэтажные апартаменты. Сейчас я обратился по поводу получения под наш проект другой площадки, даже более интересной: она расположена между Большим Каменным мостом и Волхонкой. Это сложное место, но там для создания музейных площадей можно сделать подземные этажи — мы работаем с этим проектом.

Есть ли еще за границей коллекции, которые интересны Музею русской иконы для приобретения?

Хотя очень значительное количество русских икон в последние годы было возвращено на родину (в том числе нами), я уверен, что в зарубежных частных коллекциях еще остались интересные иконы. Конечно, мы не говорим о коллекциях настоящих музеев, как во Франкфурте-на-Майне или Рекклингхаузене, где иконы постоянно и открыто экспонируются. Мы знаем несколько частных собраний и ведем работу над тем, чтобы их выкупить и вернуть в страну. Например, это собрание замечательного актера, журналиста, писателя и коллекционера Норберта Кухинке (исполнитель роли шведского профессора в фильме «Осенний марафон». — TANR) — у его сына как у наследника осталась прекрасная коллекция икон. Русский аналог имени Норберт — Георгий, и Кухинке собирал иконы с изображением святого Георгия. Так у него в коллекции появилось несколько икон XVI–XVII веков с сюжетом «Чудо Георгия о змие», и мы ведем переговоры с наследником по поводу их покупки.

Как сейчас строятся отношения Музея русской иконы с Русской православной церковью и государственными музеями?

И государственные музеи, и Русская православная церковь несколько лет присматривались к нам, но постепенно убедились в нашей искренности и чистоте помыслов. Мы стали партнерами, между нами достигнуто взаимопонимание. Кроме собирания икон и представления художественного наследия, связанного с Русской православной церковью, я принимаю участие в восстановлении храмов, являюсь членом попечительского совета Троице-Сергиевой Лавры и Высоко-Петровского монастыря, Даниловского монастыря и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, был генеральным спонсором восстановления храма Преображения на Преображенской площади, являюсь генеральным спонсором строительства храмового комплекса на берегу Москвы-реки в районе Братеево. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+