Итальянское трио архитекторов — Растрелли, Росси, Кваренги — создало тот Петербург первой половины его существования, который мы знаем сейчас. В 1994 году Государственный Эрмитаж показывал архитектурную графику Кваренги по случаю 250-летия со дня его рождения. Для классиков нет печальных дат, поэтому сейчас можно отмечать новым выставочным проектом 200 лет со дня смерти архитектора.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота-д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Учился в Риме на архитектора, был награжден прозвищем «тень Палладио». В 1780 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Срок контракта истекал через три года — но Кваренги задержался на всю жизнь. Одними из первых заказов архитектору, фактически проверкой на профпригодность, стали проекты Эрмитажного театра, Лоджий Рафаэля и Георгиевского зала Зимнего дворца. За следующие 25 лет по его проектам были построены Ассигнационный банк, Академия наук, Мальтийская капелла, Конногвардейский манеж, торговые ряды при Кабинете Императорского двора (Аничковом дворце), Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты. Самое фантастическое — что все эти здания сохранились и верой и правдой (конечно, не без участия реставраторов) служат людям. Наследию Кваренги в пригородах Петербурга повезло меньше. Уцелел Александровский дворец в Царском Селе, но погиб в войну Английский дворец в Петергофе. Смоленская церковь в Пулкове также разрушена в 1943 году, но была воссоздана. Правда, ландшафт изменился, и храм находится в сотне метров от исторического места.
На выставке собрано 100 произведений Кваренги: эскизы фасадов и чертежи построек, архитектурная графика (он был сильным рисовальщиком), а также карикатуры и шаржи, созданные художниками Александром Орловским и Орестом Кипренским. Помимо Эрмитажа, свои фонды раскрыли ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, музей-заповедник «Павловск», Галереи Академии (Венеция), Коллекция Кваренги и Академия Каррары (Бергамо), Национальный архив (Хельсинки). Из того, что нельзя увидеть в натуре, выйдя из Эрмитажа, назовем проект Биржи. Здание было разобрано еще при жизни архитектора, уступив место творению француза Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги, остались лишь эскизы итальянца.
Из рисунков особенно интересны виды Сенатской площади с Медным всадником, Михайловского замка, Большого каприза в Царском Селе. Шаржи на Кваренги часто публикуются, но далеко не все. Из редких выставлены два: «Кваренги в виде амура» и «Кваренги на черепахе» Александра Орловского — голый старичок едет по петербургским болотам на фоне стрелки Васильевского острова.
Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор и рисовальщик
9 декабря – 4 февраля 201