18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург вспоминает одного из самых любимых архитекторов

№59
Материал из газеты

В Эрмитаже покажут графику Джакомо Кваренги и карикатуры на него

Итальянское трио архитекторов — Растрелли, Росси, Кваренги — создало тот Петербург первой половины его существования, который мы знаем сейчас. В 1994 году Государственный Эрмитаж показывал архитектурную графику Кваренги по случаю 250-летия со дня его рождения. Для классиков нет печальных дат, поэтому сейчас можно отмечать новым выставочным проектом 200 лет со дня смерти архитектора. 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в Рота-д’Иманья в провинции Бергамо в знатной семье. Учился в Риме на архитектора, был награжден прозвищем «тень Палладио». В 1780 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Срок контракта истекал через три года — но Кваренги задержался на всю жизнь. Одними из первых заказов архитектору, фактически проверкой на профпригодность, стали проекты Эрмитажного театра, Лоджий Рафаэля и Георгиевского зала Зимнего дворца. За следующие 25 лет по его проектам были построены Ассигнационный банк, Академия наук, Мальтийская капелла, Конногвардейский манеж, торговые ряды при Кабинете Императорского двора (Аничковом дворце), Нарвские триумфальные ворота, Екатерининский и Смольный институты. Самое фантастическое — что все эти здания сохранились и верой и правдой (конечно, не без участия реставраторов) служат людям. Наследию Кваренги в пригородах Петербурга повезло меньше. Уцелел Александровский дворец в Царском Селе, но погиб в войну Английский дворец в Петергофе. Смоленская церковь в Пулкове также разрушена в 1943 году, но была воссоздана. Правда, ландшафт изменился, и храм находится в сотне метров от исторического места.

На выставке собрано 100 произведений Кваренги: эскизы фасадов и чертежи построек, архитектурная графика (он был сильным рисовальщиком), а также карикатуры и шаржи, созданные художниками Александром Орловским и Орестом Кипренским. Помимо Эрмитажа, свои фонды раскрыли ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, музей-заповедник «Павловск», Галереи Академии (Венеция), Коллекция Кваренги и Академия Каррары (Бергамо), Национальный архив (Хельсинки). Из того, что нельзя увидеть в натуре, выйдя из Эрмитажа, назовем проект Биржи. Здание было разобрано еще при жизни архитектора, уступив место творению француза Тома де Томона. Перестройка Большого Каменного театра была поручена Томону, а не Кваренги, остались лишь эскизы итальянца. 

Из рисунков особенно интересны виды Сенатской площади с Медным всадником, Михайловского замка, Большого каприза в Царском Селе. Шаржи на Кваренги часто публикуются, но далеко не все. Из редких выставлены два: «Кваренги в виде амура» и «Кваренги на черепахе» Александра Орловского — голый старичок едет по петербургским болотам на фоне стрелки Васильевского острова.  

Государственный Эрмитаж
Джакомо Кваренги (1744–1817). Архитектор и рисовальщик
9 декабря – 4 февраля 201

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+