18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»

Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды

Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Это случилось еще в 2003 году, после запуска Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Теперь здесь появилось два новых доступных для публики запасника. Это «Витрина и образ музея», где витрины демонстрируются как образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.

Открытое для зрителей хранение костюма не имеет аналогов в мире, хотя при его создании Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея. По обе стороны неширокого прохода устроена музейная инсталляция; всего в панорамных витринах сейчас размещено 130 комплектов одежды, образующих насыщенную и логически связную историю костюма XVIII — первых десятилетий XX века. Она начинается справа, со священнических облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия. Главное место занимают костюмы династии Романовых — от польского кафтана Петра I до формы кавалергардского полка Николая II. Акцентом стало роскошное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне. Помимо одежды русских царей, выставлены гардеробы знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Напротив придворного костюма представлен крестьянский — эти нарядные платья датируются концом XIX века, но в начале века XXI выглядят абсолютно современно. В витринах они соседствуют с маскарадными платьями с бала 1913 года к 300-летию дома Романовых, мундирами дворцовых слуг, в том числе двумя платьями кормилиц в семьях последних русских императоров. Среди одежды выставлены и два дорожных сундука Louis Vuitton 1902 года.

Сейчас в витринах размещено не больше 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. По словам куратора экспозиции, завсектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нины Тарасовой, только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в Эрмитаже хранится 280 предметов из гардероба царя. Экспозиция Галереи костюма будет меняться: платья становятся украшением всякой исторической выставки и постоянно востребованы, некоторым из показанных сейчас вещей еще предстоит реставрация.

Музейный свет, выставленный в витринах, не только делает предметы видимыми для зрителей — главное, что в открытом хранении ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%. Эти показатели музейного климата разительно отличались от температуры на улице в день вернисажа, когда цепочка приглашенных журналистов и персон из мира моды тянулась вдоль строительного забора — сегодня он обозначает строящуюся третью очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса расположится большой эрмитажный Музей моды.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+