18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Михаил Карасик, художник-график и куратор

11 декабря в Петербурге на 65-м году жизни скончался Михаил Карасик — популяризатор печатной графики и исследователь советской фотокниги. Последней его работой стала большая статья для каталога проходящей сейчас в Москве выставки Эль Лисицкого

Михаил Карасик родился в Ленинграде в 1953 году. Он окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена, с 1978 года участвовал в выставках, в 1988-м вступил в Союз художников. Среди специализаций печатной графики Карасик выбрал литографию. В 1987 году он начал работать в жанре livre d'artiste («книга художника») и в дальнейшем развивал это направление. Именно создание нумерованных изданий ограниченным тиражом в авторской печатной технике принесло ему известность. За свою жизнь Михаил Карасик создал более 70 авторских книг, став лицом русской «книги художника» на международном уровне. В 1993 году Карасик был принят в члены международного Гутенберговского общества. Выпущенные им книги представлены во всех крупнейших книгохранилищах мира, включая Британскую библиотеку и библиотеку МоМА в Нью-Йорке, — начиная с напечатанных в 1994–2000 годах книг на основе библейских текстов и вплоть до изданий 2006–2012 годов, осмысляющих в форме livre d'artiste опыт искусства революционного авангарда, советского конструктивизма и сталинской архитектуры.

Живший в Петербурге, городе с большими графическими традициями, Михаил Карасик одновременно наследовал и художественный перфекционизм мирискусников, и авангардные опыты футуристов. Одними из главных героев художника стали писатели-обэриуты. Под маркой «Хармсиздат» Михаил Карасик выпустил несколько авторских книг с текстами Даниила Хармса и стал одним из организаторов «Хармс-фестиваля» — пять таких фестивалей экспериментального искусства прошли в Петербурге с 1995 по 2005 год. Увлечение искусством авангарда оказало большое влияние на стилистику работ и художественный язык Михаила Карасика: работая в технике офсетной печати, он соединял массовые образы начала XX века с яркими цветовыми плашками, а футляр книги решался им как сложный оригинальный объект. Карасик с увлечением брался за инициативы, связанные с графикой, — в 2001–2005 годах он издал три выпуска альманаха печатной графики «Оттиск», выходившего тиражом 150 экземпляров. Михаил Карасик был куратором многих выставок петербургских современных художников. Библиофил и знаток советской фотокниги, художник стал автором ряда исследований о пропагандистских изданиях сталинского времени — в их числе «Парадная книга Страны Советов» (2007) и выпущенный в 2015 году немецким издательством Steidl подробный каталог фотокниг советской эпохи The Soviet Photobook 1920–1941 (совместно с Манфредом Хайтингом). В активе художника больше 20 персональных выставок в музеях России и всего мира. Последней работой Карасика стала большая статья для каталога проходящей сейчас в Москве выставки Эль Лисицкого.  

Прощание с Михаилом Карасиком состоится 17 декабря в 13:00 в большом зале Санкт-Петербургского крематория.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+