Одна из стартовых выставок 2018 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина открывается в начале февраля. Речь о первом в России монографическом показе работ Уильяма Генри Фокса Тальбота (1800–1877) — одного из пионеров фотографии. В частности, он изобрел негативно-позитивный процесс — тальботипию, позволившую тиражировать снимки. Однако его фотографии столь живописны, что фиксация реальности здесь уступает место искусству. Фигура Тальбота одинаково важна как для истории фотографии, так и для искусствознания в целом, и потому закономерно, по словам директора ГМИИ Марины Лошак, что выставка «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» (6 февраля — 9 апреля) открывается именно здесь. «Получить его авторские снимки невероятно трудно. Мы этим занимались целых шесть лет и рассчитывали на очень скромный результат, а в итоге получили беспрецедентную по объему выставку — около 150 фотографических винтажей на бумаге из собрания Национального музея науки и медиа в Брадфорде и Музея Виктории и Альберта, в том числе из двух его знаменитых альбомов „Карандаш природы“ и „Солнечные картинки Шотландии“», — рассказала куратор проекта Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ.
Другое важное событие, ожидаемое в музее, — выставка собрания нью-йоркского коллекционера Томаса Каплана «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» (26 марта — 22 июля). Марина Лошак чрезвычайно высоко оценивает это собрание. «На мой взгляд, это уникальный случай — достаточно молодой коллекционер (ему 53 года), которому удалось за 11 лет собрать частную коллекцию старого искусства, которой, с ее десятью Рембрандтами и Вермеером, сегодня нет равных». Коллекцию уже показали в Лувре, а небольшая работа Вермеера из нее была включена в параллельно проходившую там же выставку художника. «Наша экспозиция будет отличаться от луврской. Ее готовят специалисты нашего музея и Эрмитажа, куда выставка переедет после показа в Москве. У них свой взгляд на Рембрандтов, поэтому их будет чуть меньше, чем в Лувре, но это безупречные вещи. Всего будет 75 произведений. Помимо Рембрандта и Вермеера, это еще Халс, Ластман, Фабрициус, Метсю, Терборх», — сообщила Лошак. «Кроме того, для нас крайне важно рассказать и о самой фигуре коллекционера. Томас Каплан охотно дает свои шедевры на хранение в большие музеи, такие как Лувр или Прадо, где они экспонируются год, два года. Мы очень надеемся, что, когда откроется наша новая галерея старого искусства (не в 2019 году, как анонсировалось раньше, а в 2020-м), он нам предоставит для такого же показа произведения, которых по разным причинам не хватает в нашей коллекции. Я уже предварительно об этом с ним договорилась», — добавила директор музея.
На лето (июнь — август) запланирована выставка Фабрицио Плесси, итальянского классика видеоискусства, который в залах музея представит два своих проекта: «Душа камня»/L’Anima della pietra и Rolling Stones. В первом — обновленные специально к московской выставке версии 12 видеоскульптур, показанных в 2009 году на Венецианской биеннале, с использованием произведений из коллекции ГМИИ. Во втором обыгрываются росписи маньериста XVI века Джулио Романо.
Еще одна итальянская выставка — совместный с Художественным музеем Виченцы показ итальянского искусства XVII–XVIII веков, которым особенно богаты оба музея-партнера. Всего там будет 50 произведений (по 25 из каждого источника): Каналетто, Беллотто, Тьеполо, Гварди, Мариески.
Сентябрь откроется японской выставкой (3 сентября — 28 октября), подготовленной совместно с Токийским национальным музеем и приуроченной к перекрестному Году Японии — России. Называется она «Изобразительное искусство эпохи Эдо», охватывает внушительный период с 1603 по 1868 год и беспрецедентна по составу и масштабу. «Такие выставки из Японии у нас случаются раз в 10–20 лет», — подчеркивает ее куратор Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ. Сенсация предстоящей выставки — практически неизвестная у нас японская живопись в разных ее направлениях, периодах и именах. «Здесь будут вещи действительно уникальные, художники, которых мы не видели и даже не слышали о них, — рассказала куратор. — К сожалению, в наших музеях практически нет японской живописи. Только в Музее Востока есть очень хорошая, но небольшая коллекция, и мы ее тоже включим в экспозицию». Еще одна особенность этой выставки — она будет состоять из двух частей: первоначальная экспозиция через месяц сменится другой, рассчитанной тоже на месячный срок. Такое решение вызвано не в последнюю очередь хрупкостью японской живописи на шелковой бумаге — подобные экспонаты вообще очень редко выезжают куда-либо на выставки. При этом, как пообещала Марина Лошак, билет будет единым, его просто надо будет после отрыва корешка при первом посещении сохранить для второго.
Осенью также ожидается выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген» (24 сентября — 13 января), посвященная одной из легендарных фигур парижской художественной жизни 1910–1920-х годов. В ту пору в салоне польской аристократки Елены Миончинской, в замужестве Эттинген, собирался весь цвет авангарда: Пикассо, Брак, Матисс, Дерен, Пикабиа. В частности, именно в этом салоне впервые были представлены на публике произведения Таможенника Руссо. А литераторы того времени были обязаны баронессе легендарным журналом «Парижские вечера», рупором и трибуной авангарда, который она в 1913 году подарила Гийому Аполлинеру. «В Москву приедет для показа на выставке архив Эттинген, который сохранился у одной очень пожилой французской пары, согласившейся нам его предоставить, и мы уже с ним работаем», — рассказал куратор выставки Алексей Петухов, старший научный сотрудник ГМИИ. И это помимо еще 40 картин и такого же числа рисунков из Центра Помпиду и Городского музея современного искусства Парижа.
А вслед за этой выставкой и в пандан к ней откроется еще одна, пока с условным названием «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова» (15 ноября — 3 февраля), посвященная первой жене и музе художника в очень важный для его творчества неоклассический период. Проект готовится совместно с парижским Музеем Пикассо. Из его собрания и других зарубежных музейных и частных коллекций, по словам Алексея Петухова, курирующего и эту тему, привезут живопись и графику, посвященную Хохловой, а также архив, рассказывающий о ее жизненном пути.