18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Книга воспоминаний Нины Кандинской увидела свет в издательстве «Искусство — XXI век»

№59
Материал из газеты

Впервые на русском языке опубликован рассказ о счастливой жизни гения со своей женой, ставшей для него не только музой, но и ангелом-хранителем

Одна из глав книги Нины Кандинской начинается словами: «Вдов художников любят, почитают, ненавидят, окружают любовью и ищут их расположения». Глава называется «В защиту жен художников». Нина Кандинская была образцовой женой и вдовой, хотя о ее поздней любви к бриллиантам и молодым людям написано немало злых слов. Однако ее книга — лучший автопортрет, поскольку автор здесь выдает себя целиком, сам того не подозревая. На каждой странице — восхищение гением мужа, его благородством, умом, добротой, порядочностью и даже красотой. Что уж совсем странно: красоткой была сама Нина, а поженились они, когда художнику было за 50. Восторженное отношение к мужу она сохранила и после его смерти, активно и последовательно пропагандируя его наследие.

Лучшие пассажи ее текста взяты в кавычки. Это прежде всего фрагменты из сочинений самого Кандинского, объясняющие суть абстрактного искусства, роль и мистическое значение в нем цвета. И если кому-то недосуг прочесть «О духовном в искусстве», можно ограничиться этой подборкой из рассуждений и утверждений основателя абстрактного искусства.

Второй вид закавыченных текстов — цитаты из воспоминаний учеников и друзей Кандинского, за одним исключением, восторженных. Они написаны гораздо тоньше и глубже, чем похвалы самой Нины, довольно наивные и однообразные. Исключение — злые воспоминания Альмы Малер-Верфель, лживо обвинявшей художника в антисемитизме. Ее Кандинская разоблачает. Упреки и наветы роковой красавицы Нина считает следствием отказа Кандинского поддаться ее чарам. И в этом ей стоит верить: ее, что называется, женский ум очевиден. Иногда она пишет, как помогала мужу в житейских ситуациях, скажем, обольщая или хитря с чиновниками эмиграционных служб. В таких обстоятельствах прагматичная Нина, наверное, и вправду превосходила его смекалкой. Книга как раз и интересна таким бытовым взглядом на события, в истории искусства описанные с большим пиететом. Если освещаются прогрессивные методы преподавания в Баухаусе, то Нина рассказывает о вечеринках и танцах, о личных дружбах и неприязнях амбициозных преподавателей. И если историческим свидетельствам в книге не всегда стоит доверять (например, Кандинская пишет, что нэп положил в Советской России конец всем формам абстрактного искусства), то житейским — вполне. Упоминание о том, как смеялись в том же Баухаусе над штопаными носками бедствовавшего тогда Кандинского, рисует, как непросто им порой жилось.

Хотя и про историю искусства есть верные уточнения. Скажем, о том, что «Синий всадник» — только название журнала, издававшегося Кандинским и Францем Марком, а не объединение художников, участвовавших в выставках с этим названием, как пишут критики. Им от Кандинской на страницах книги не раз достается за леность ума и небрежение к фактам. «Кандинский понимал тонкую разницу между критикой и упрямством. Ему были противны суждения, порожденные глупостью». 

Известна особенность характера Нины — не говорить о трагическом. Она не рассказывает ни о смерти их сына, ни о кончине самого художника. Ее жизнь с Кандинским описана как абсолютно счастливая, несмотря на все трудности. Она только удивляется, что не все и не всегда восхищались его гением. А некоторые замечания, чисто женские, только прибавляют легкой в чтении книге обаяния: «Как я могла убедиться, русские — самые верные мужья, французские мужья эгоцентричны, немецкие всегда демонстрируют свою маскулинность». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+