18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Шизореволюция» — энциклопедия феноменов неофициальной культуры Санкт-Петербурга 1980–1990-х

Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин — не только участник, но и архивариус петербургского независимого искусства. Итогом его исследований и стала эта книга

Чистый красный недавно был объявлен «цветом сезона», и 500-страничный том с красной обложкой в хулиганский белый горох определенно должен стать модным. В нем собраны вместе написанные в разные годы и переработанные статьи Андрея Хлобыстина о петербургской культуре финальных десятилетий ХХ века. Перед нами книжка с картинками — по несколько иллюстраций буквально на каждом развороте. Говоря коротко, эта книга — «о движухе». Здесь есть все и всё: русские панки и русские teddy-boys (по-нашему «твистуны»), сквоты, дискотеки, клубы, дворцы и, конечно, художники во главе с Тимуром Новиковым, шагающим впереди всех. Андрей Хлобыстин был в центре описываемых событий — он и арт-критик, и куратор, и художник, актер и танцор: во второй половине 1980-х и в 1990-е в Ленинграде-Петербурге никого было не удивить смешением ролей и занятий под девизом «всёчества».

Дадим слово автору. «Шизореволюция, о которой так долго говорили французы, произошла в одной отдельно взятой стране: в России бессмысленные танцы ознаменовали крушение уровня текста. Благодаря фантастическим переменам и путешествиям мы ощутили, что нет центра и периферии, что всюду жизнь, и интересно не находиться в какой-то „столице“, состоянии, а перемещаться между ними, быть в путешествии, трансформации, трансе. Нужно признать, что совок задержал наше взросление, отчего с наступлением перемен многие ударились в запоздалое либертинство и всевозможные эксперименты с новыми поколениями веществ, часто стоившие жизни и рассудка. Несчастные истории страстной любви шли волнами, трудно было назвать хоть одну нормальную семью. До сих пор чувствуется инерция тех событий. Все взболталось и перемешалось, Новиков эксплуатировал принцип „перекомпозиции“, а диджеи начали сводить несовместимое, создавая клипы-химеры».

Петербургская культура тех лет до сих пор не оценена по заслугам, хотя в списке перечисленных в книге арт-деятелей почти у половины имен уже стоят две даты. Теперь, через 15 лет после смерти Тимура Новикова, выходит история эпохи, написанная с инсайдерских позиций, поэтому в выходных данных стоит «18+», причем наряду с грифом «Рекомендовано в качестве учебного пособия Советом Новой Академии Изящных Искусств».

Явный недостаток издания — микроскопический набор всего текста с иллюстрациями размером не больше спичечного коробка (в ином случае книгу пришлось бы издавать в нескольких томах). Но основная слабость и одновременно главная сила «Шизореволюции» в том, что книга демонстрирует незавершенную полемику вокруг имен и событий 1990-х годов: петербургская культура по-прежнему живет на проценты с того славного наследия, символический и фактический дележ которого не прекращается.

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+