Чистый красный недавно был объявлен «цветом сезона», и 500-страничный том с красной обложкой в хулиганский белый горох определенно должен стать модным. В нем собраны вместе написанные в разные годы и переработанные статьи Андрея Хлобыстина о петербургской культуре финальных десятилетий ХХ века. Перед нами книжка с картинками — по несколько иллюстраций буквально на каждом развороте. Говоря коротко, эта книга — «о движухе». Здесь есть все и всё: русские панки и русские teddy-boys (по-нашему «твистуны»), сквоты, дискотеки, клубы, дворцы и, конечно, художники во главе с Тимуром Новиковым, шагающим впереди всех. Андрей Хлобыстин был в центре описываемых событий — он и арт-критик, и куратор, и художник, актер и танцор: во второй половине 1980-х и в 1990-е в Ленинграде-Петербурге никого было не удивить смешением ролей и занятий под девизом «всёчества».
Дадим слово автору. «Шизореволюция, о которой так долго говорили французы, произошла в одной отдельно взятой стране: в России бессмысленные танцы ознаменовали крушение уровня текста. Благодаря фантастическим переменам и путешествиям мы ощутили, что нет центра и периферии, что всюду жизнь, и интересно не находиться в какой-то „столице“, состоянии, а перемещаться между ними, быть в путешествии, трансформации, трансе. Нужно признать, что совок задержал наше взросление, отчего с наступлением перемен многие ударились в запоздалое либертинство и всевозможные эксперименты с новыми поколениями веществ, часто стоившие жизни и рассудка. Несчастные истории страстной любви шли волнами, трудно было назвать хоть одну нормальную семью. До сих пор чувствуется инерция тех событий. Все взболталось и перемешалось, Новиков эксплуатировал принцип „перекомпозиции“, а диджеи начали сводить несовместимое, создавая клипы-химеры».
Петербургская культура тех лет до сих пор не оценена по заслугам, хотя в списке перечисленных в книге арт-деятелей почти у половины имен уже стоят две даты. Теперь, через 15 лет после смерти Тимура Новикова, выходит история эпохи, написанная с инсайдерских позиций, поэтому в выходных данных стоит «18+», причем наряду с грифом «Рекомендовано в качестве учебного пособия Советом Новой Академии Изящных Искусств».
Явный недостаток издания — микроскопический набор всего текста с иллюстрациями размером не больше спичечного коробка (в ином случае книгу пришлось бы издавать в нескольких томах). Но основная слабость и одновременно главная сила «Шизореволюции» в том, что книга демонстрирует незавершенную полемику вокруг имен и событий 1990-х годов: петербургская культура по-прежнему живет на проценты с того славного наследия, символический и фактический дележ которого не прекращается.
Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.