18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Способна ли ярмарка Art Berlin оживить немецкий арт-рынок

№59
Материал из газеты

Зачем Германии четыре крупные ярмарки современного искусства и смогут ли они выжить?

Этой осенью художественная среда Германии, затаив дыхание, следила за дебютом ярмарки Art Berlin, запущенной бывшими конкурентами: Майке Крузе, которая ранее была директором ныне не существующей ярмарки Art Berlin Contemporary (ABC), и Даниелем Хугом, директором почтенной кельнской ярмарки Art Cologne. Если новый смотр искусства, сочетающий спонтанную смелость ABC с утонченностью и прибыльностью успешной и давно работающей Art Cologne, будет иметь успех, это может стать ключом к решению проблемы Берлина — города, богатого на художников и дилеров, но страдающего от практически полного отсутствия местного рынка.

Берлинская головоломка

По данным социологического опроса, в 2010 году в столице Германии проживало более 6 тыс. художников, в числе которых были такие знаменитости, как Олафур Элиассон, Моника Бонвичини и Катарина Гроссе; эта цифра продолжает расти. Около 15% экспонентов Art Basel приезжают из Германии, и в последние лет десять преимущественно из Берлина. При таком уровне школ, галерей, кураторов и коллекционеров и относительной стабильности экономики Германия должна была бы быть гигантом на арт-рынке. Но в реальности ситуация совсем иная: ее скромная доля на мировом рынке искусства составляет от 2 до 4%. Красноречив и тот факт, что ни одна из мегагалерей — ни Gagosian, ни Hauser & Wirth, ни David Zwirner, ни Pace — не решается выйти на немецкий рынок.

Но все же, несмотря на такие условия, некоторые ярмарки предпринимают (с переменным успехом) попытки оживить ситуацию. Появление Art Berlin, которая, по сути, является попыткой реинкарнации коммерчески неуспешной ярмарки ABC, было встречено с умеренным энтузиазмом. Art Berlin (14–17 сентября) посетили 33 тыс. человек, что немногим выше посещаемости ABC. Но в ноябре дебютировал еще один новый игрок — Art Düsseldorf (17–19 ноября), ставшая второй после India Art Fair в ряду региональных ярмарок, приобретенных MCH Group, которой принадлежит Art Basel. Если прибавить к этому Art Karlsruhe (22–25 февраля 2018 года) с более чем 200 экспонентами в Карлсруэ с его знаменитым Центром искусства и медиатехнологий под руководством Питера Вайбеля, получается, что теперь в Германии есть четыре крупные ярмарки модернизма и современного искусства. Смогут ли они выжить?

Регионализм против глобализма

Организатор Art Düsseldorf, управляющий директор по ярмаркам дизайна и региональным художественным ярмаркам MCH Group Марко Фаццоне говорит: «Мы не стремимся ни подражать, ни конкурировать с глобально ориентированной и сильной Art Basel». Он надеется, что Art Düsseldorf и другие их ярмарки будут «развивать собственный характер и независимость, способствуя укреплению важных и многогранных региональных рынков».

Организаторы подчеркивают, что «региональный» не значит «провинциальный». Из 80 галерей, которые участвовали в первой Art Düsseldorf, только 10 представляли сам Дюссельдорф и 12 — Кельн; кроме того, в числе участников были такие зарубежные дилеры, как David Zwirner (Лондон — Нью-Йорк), Peter Kilchmann (Цюрих), Daniel Templon и Kamel Mennour (обе — Париж). «Мы вводим Дюссельдорф в ярмарочный календарь, что давно пора было сделать, потому что этот город играл — и продолжает играть — важную роль в современной истории искусства», — объясняет появление новой ярмарки Вальтер Гелен, ее директор и сооснователь совместно с Андреасом Лохаусом.

Не слишком ли много ярмарок?

Несмотря на то что ярмарки выступают основным каналом приобретений, перенасыщенность рынка стала проблемой. Берлинец Кристиан Каспар Шварм, один из наиболее выдающихся коллекционеров Германии и один из основателей онлайн-сообщества Independent Collectors, полагает, что ключ к успеху — оригинальность: «Очередная ярмарка воспринимается как очередной автопроизводитель, предлагающий очередную модель автомобиля. На свете уже более чем достаточно разных автомобилей, не говоря уже о других видах транспорта вроде велосипедов, поездов и самолетов. Но точно так же, как может появиться новая и по-настоящему интересная модель автомобиля — например, электрический, — всегда есть вероятность того, что появится новая и по-настоящему интересная художественная ярмарка. Что угодно действительно оригинальное может изменить привычный календарь».

Немецким ярмаркам, вступающим в новую фазу развития, не помешало бы взять пример со своих соседей. Такие небольшие ярмарки, как Art Rotterdam и viennacontemporary, сейчас процветают. Под руководством арт-директора Кристины Штейнбрехер-Пфандт viennacontemporary провела ребрендинг и теперь позиционирует себя как региональный центр рынка Центральной и Восточной Европы. 

Такие небольшие ярмарки-спутники, как Sunday fair (Лондон), Paris Internationale, Okey Dokey (Кельн — Дюссельдорф) и Art-O-Rama (Марсель), в последнее время привлекают внимание новыми предложениями, которых не найти в Базеле и Гонконге.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+