18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей Рерихов открылся в усадьбе Лопухиных

Масштабной ретроспективой Николая Рериха Музей Востока отметил открытие нового филиала и окончание судебных тяжб с Международным центром Рерихов

Идее создания музея Николая Рериха в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке уже без малого четверть века: соответствующее постановление правительства РФ вышло еще в 1993 году. Однако открыть его для посетителей в качестве Музея Николая и Святослава Рерихов, филиала Государственного музея искусства народов Востока, удалось только сейчас. Этому событию предшествовала многолетняя тяжба между общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и Музеем Востока. Точка в споре была поставлена в день открытия музея: 19 декабря Арбитражный суд города Москвы отклонил кассационную жалобу МЦР, оставив здание за Музеем Востока, — об этом на открытии рассказал генеральный директор музея Александр Седов.

За время, прошедшее с момента выселения МЦР из усадьбы Лопухиных, ее интерьеры преобразились, утратив атмосферу мистики и оккультизма. Из выставочных залов убрали все «насыщенные духовными энергиями» и не имеющие прямого отношения к творческому наследию художников предметы наподобие композиции «Вестники космической эволюции» — пирамиды из скульптурных портретов людей, творивших, как сказано на сайте МЦР, «духовную историю планеты». В залах второго этажа усадьбы, принявших вполне музейный облик, разместилась первая выставка нового Музея Рерихов — обширная ретроспектива творчества Николая Рериха, демонстрирующая его извилистый путь от раннего увлечения русской древностью и археологией и до последних лет жизни в долине Кулу в Индии, когда главным источником вдохновения для него стали Гималаи — их видам отдан целый зал.

Среди почти 200 работ старшего Рериха на выставке представлены экспонаты практически из всех крупных собраний его наследия: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Музея Востока. По случаю открытия Музея Рерихов в Москве около десяти произведений прислал Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Из США, в частности, прибыли две части триптиха (третью дала Третьяковка) «Знамя Мира — Знамя Культуры» (1932). Он был написан к одной из конференций, где разрабатывался Пакт Рериха — знаменитый договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Нет в экспозиции только работ из коллекции МЦР, которую со спецназом изъяли у центра в марте этого года. Как рассказала TANR заместитель директора департамента культурного наследия Министерства культуры Наталья Чечель, около 200 произведений, находившихся в Международном центре Рерихов, сейчас арестованы и находятся на хранении в Музее Востока, где и останутся до окончания следствия. По словам директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, коллекция уже описана, но экспонировать ее музей пока не имеет права.

Мкртычев рассказал TANR и о дальнейших планах. Весь следующий год новая институция будет работать над постоянной экспозицией, посвященной жизни Николая Рериха и его сына Святослава, тоже художника и пропагандиста идей отца. Предполагается, что выставочная деятельность не ограничится наследием этих двух авторов. «Мы претворяем в жизнь идею, которую поддерживал Николай Константинович, — широко представлять искусство разных регионов», — комментирует Мкртычев. В выставочную программу музея уже внесены проекты, связанные с показом японской гравюры, а также работ современных художников, пишущих традиционные буддистские танки (религиозные изображения) — их хотят показать в сопоставлении с древними образцами. Обязательным аспектом деятельности музея станут мероприятия, посвященные проблемам реставрации и сохранения культурного наследия — так музей отдает дань деятельности Николая Рериха по защите памятников культуры. А еще одним — неожиданным — направлением станет привлечение в музей экологов для обсуждения вопросов защиты окружающей среды.

Буддистскую Ступу Трех Драгоценностей на территории усадьбы, которую Музей Востока якобы собирался сносить в 2016 году, по словам Тиграна Мкртычева, не только не уничтожат, но и узаконят — работа по оформлению необходимых документов ведется в диалоге с буддистским сообществом.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+