ЯНВАРЬ
Возобновят ли Россия и США обмен музейными экспонатами?
В то время как Дональд Трамп готовился принять пост президента, Сенат США одобрил закон, который мог бы положить конец многолетней истории с запретом на обмен культурными ценностями в связи с так называемым делом «Библиотеки Шнеерсона». В частности, из-за этого Музеи Московского Кремля и ГМИИ им. А.С.Пушкина не смогли получить экспонаты из американских музеев на выставки, посвященные Кристиану Диору и Полю Пуаре.
Год уже на исходе, а прогресса пока нет — Трамп не спешит подписывать документ, одобренный при Бараке Обаме. В сложившейся ситуации музеи двух стран вынуждены искать альтернативные формы сотрудничества. Например, в декабре стало известно, что Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Музей искусств округа Лос-Анджелес LACMA в 2018 году приступят к формированию совместной коллекции медиаискусства.
Инициирована передача Исаакиевского собора Русской православной церкви
Прозвучавшее в начале года заявление губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко о том, что до конца года музей-памятник Исаакиевский собор будет передан Русской православной церкви, стало поводом для очередной горячей дискуссии о роли музея в жизни общества. Многотысячные митинги петербуржцев, выступавших за сохранение за Исаакием статуса музея, сменялись крестными ходами сторонников передачи храма в ведение РПЦ. Ситуация сказалась на здоровье директора музея-памятника Николая Бурова. Позднее из-за начавшихся проблем со здоровьем Николай Буров покинул музей, на его место пришел искусствовед Юрий Мудров. В интервью TANR он заявил, что собор будет работать и как церковь, и как музей. Стоит отметить, что процедура передачи Исаакия церкви так и не была запущена — РПЦ до сих пор не подала соответствующего заявления.
ФЕВРАЛЬ
Больше работ женщин-художниц будет представлено в Уффици
Айке Шмидт, первый иностранец на посту директора галереи Уффици и Палаццо Питти во Флоренции, вдохновившись встречей с активистками арт-группы Guerrilla Girls, запланировал ежегодную серию выставок незаслуженно, на его взгляд, забытых художниц.
«Не знаю, как долго я буду директором галереи, но материала для выставок легко хватит еще лет на 20», — уверен Шмидт. Уже в сентябре стало известно, что в второй половине 2019 года он отправится в Вену, где возглавит Музей истории искусств. The Art Newspaper Russia в уходящем году также вспомнила художниц разных эпох, остававшихся в тени более успешных коллег-мужчин. Подробнее о них — в материале «Женщины-классики: 17 художниц, которых вы не знали».
Из хрущевки — музей?
О намерении избавиться от всех хрущевок и переселить их жильцов в современные дома столичные власти заявили в конце февраля. Под самую масштабную за последние полвека программу реновации жилого фонда попадут 8 тыс. домов — вчетверо больше прежней, лужковской программы. На этом фоне градозащитники заговорили о необходимости музеефицировать отдельные кварталы столичных хрущевок — как памятник самому грандиозному градостроительному проекту в истории города и страны. Отдельную волну недовольства вызвала информация о сносе в рамках реновации конструктивистских зданий, в частности жилого квартала 1920-х годов на Дубровке и старообрядческого собора начала ХХ века. Однако администрация города на подобные заявления отвечала, что памятники архитектуры и истории при реализации программы не пострадают. Стоит заметить, что подобные проблемы существуют не только в Москве: в Лондоне Музей Виктории и Альберта спасает от полного исчезновения образец модернистской архитектуры — многоквартирный дом «Робин Гуд Гарденс», вместо которого планируется построить апартаменты.
МАРТ
Полемика вокруг картины Даны Шуц
Бурными обсуждениями и акциями протеста сопровождалась биеннале в Музее американского искусства Уитни. Скандал разгорелся вокруг картины «Открытый гроб» (2016) американской художницы Даны Шуц. Работа основана на истории Эммета Тилла — 14-летнего темнокожего подростка, которого в 1955 году зверски убили родственники белой женщины, к которой он якобы приставал. Мать Тилла настояла на похоронах изуродованного тела сына в открытом гробу, а прецедент спровоцировал очередную волну борьбы за права темнокожих в США. На открытии биеннале, где была выставлена работа Шуц, активисты несколько часов стояли перед полотном, перекрывая доступ посетителям: по мнению протестующих, белокожая Шуц спекулирует на проблемах афроамериканцев. Картину призывали снять с выставки, а британская художница Ханна Блэк и вовсе в открытом письме кураторам выставки предлагала уничтожить полотно, обвиняя художницу в «превращении страданий черных в прибыль и развлечение».
Рекорд выставки коллекции Щукина в Париже
Продленную до начала марта выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton посмотрели рекордные 1,2 млн зрителей. Еще не зная об этом, The Art Newspaper Russia присудила экспозиции премию в номинации «Выставка года».
Выставка объединила более 130 произведений, впервые встретившихся после того, как дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов мецената и коллекционера Сергея Щукина было поделено между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Та же судьба постигла коллекцию фабриканта Ивана Морозова — ее планируется с не меньшим триумфом воссоединить в Фонде Louis Vuitton в 2020 году.
Начало конца Международного центра Рерихов
В марте в усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке в Москве, где располагался Международный центр Рерихов (МЦР), ворвался спецназ. Изъяты были около 200 экспонатов, в том числе девять работ, подаренных центру Борисом Булочником, бывшим председателем правления «Мастер-банка» и многолетним спонсором общественной организации. В МВД тогда сообщили, что картины Николая и Святослава Рерихов конфисковали в рамках уголовного дела о крупном мошенничестве. В свою очередь, МЦР назвал происходящее рейдерским захватом. Спустя месяц арбитражный суд Москвы выселил организацию из усадьбы, удовлетворив иск Государственного музея Востока, который открывает здесь свой филиал — Музей Рерихов. В декабре здесь начала работу первая выставка нового музея — «Николай Рерих. Восхождение», где показаны работы художника-мистика из российских музеев и Музея Рериха в Нью-Йорке. Подробнее об истории наследия Рерихов — в материале Дмитрия Смолева.
АПРЕЛЬ
Иван Айвазовский в мировом топе выставок
Выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее попала в первую десятку самых посещаемых выставок мира за 2016 год в традиционном ежегодном рейтинге The Art Newspaper. Вхождение в десятку ей обеспечили 598 832 посетителя (то есть по 6014 человек в день). В рейтинге The Art Newspaper Russia среди 50 самых посещаемых художественных выставок Москвы и Петербурга за 2016 год выставка Айвазовского заняла третье место, уступив мультимедийной экспозиции в ЦВЗ «Манеж» «Россия — моя история. 1945–2016 гг.» (второе место, 96 935 посетителей с бесплатным входом) и эрмитажной выставке «Византия сквозь века» (первое место с 1 408 000 посетителей). Выставка в Эрмитаже была отмечена и в английском рейтинге. Экспозиция заняла четвертое место в номинации Big Ticket, объединившей музеи, продающие единый билет на постоянную экспозицию и временные выставки.
МАЙ
Полотно Жана-Мишеля Баскиа продано за $100 млн
До продажи Леонардо (см. октябрь) сенсацией торгов 2017 года стала продажа монументального полотна Жана-Мишеля Баскиа «Без названия» за рекордные $110,5 млн. Приобрел картину японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Последний удар молотка вызвал бурю восторга. «Этот день не скоро забудут», — сказал тогда глава отдела современного искусства в нью-йоркском Sotheby's Грегуар Бийо. Юсаку Маэдзава в ноябре заявил, что отправит купленный им шедевр в мировое турне. В своем Instagram 41-летний предприниматель написал: «До свидания, мой Баскиа. Мы расстаемся на некоторое время. Я надеюсь, вас встретят с любовью люди по всему миру». Правда, маршрут анонсированного турне до сих пор неизвестен.
Кино о современном искусстве оказалось самым востребованным
«Золотая пальмовая ветвь» 70-го Каннского кинофестиваля досталась шведской ленте «Квадрат» Рубена Эстлунда с историей про неудачливого куратора музея современного искусства. Главный герой картины Кристиан в финале ленты (простите за спойлер) угощает пришедших на вернисаж спонсоров и покровителей перформансом в духе «Бешеного пса» художника Олега Кулика. Правда, вместо человека-собаки на изысканный фуршет ворвался полуголый человек в образе обезьяны. Российский зритель до выхода фильма в прокат мог увидеть картину на первом фестивале фильмов об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL. В декабре картина стала триумфатором 30-й церемонии Премии Европейской киноакадемии в Берлине. Ее отметили в категориях «Лучший европейский фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший режиссер». Кроме того, «Квадрат» стал первой в истории кинонаграды лентой, получившей одновременно приз как лучший фильм и как лучшая комедия. Награды в номинации «Лучший актер» также удостоился исполнитель главной роли Клас Банг. Фестивальная история «Квадрата» на этом не закончится, лента уже попала в шорт-листы «Золотого глобуса» и «Оскара», где будет соревноваться в том числе с картиной Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
ИЮНЬ
«Жесткий Брекзит» и музеи Великобритании
Дебаты по поводу того, примет ли Великобритания «жесткий» или «мягкий» вариант выхода из Европейского союза, преобладали в противоречивой общественной жизни страны в 2017 году. Главы ведущих музеев и арт-колледжей выступали против «жесткого» варианта, который бы привел к ограничению контактов с ЕС и культурного обмена между странами, а также перераспределению финансирования музеев. Концептуальный художник и преподаватель Майкл Крейг-Мартин озвучил всеобщее мнение, заявив, что новая политика — «это национализм, регресс, злоба и высокомерие».
Автором Звенигородского чина может оказаться не Андрей Рублев
Специалисты из Третьяковской галереи и ГосНИИ реставрации провели сравнение «Троицы» Андрея Рублева с образами Спаса, Архангела Михаила и Апостола Павла из Звенигородского чина, также традиционно приписываемого Рублеву, и обнаружили отличия на всех этапах создания икон, начиная от подготовительного рисунка и заканчивая способом наложения красочных слоев. На научной конференции прозвучало сенсационное заявление, что автором Звенигородского чина может оказаться совсем не Андрей Рублев, а кто-то из его современников. Результаты исследований будут опубликованы в монографии, выпустить которую планируют в 2018 году. История вопроса — в материале Светланы Янкиной.
ИЮЛЬ
Третьяковка полностью займет здание ЦДХ
О том, что половину здания ЦДХ и коллекцию Союза художников СССР, принадлежащие правопреемнику организации — Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), отдадут государству, TANR рассказывала в январе 2017 года. Спустя шесть месяцев, 13 июля, был запущена ликвидация Международной конфедерации союзов художников, и вот министр культуры РФ Владимир Мединский поставил точку в вопросе, сообщив, что ЦДХ полностью займет Третьяковская галерея и там появится самая большая выставочная площадка в стране. Согласно концепции развития Третьяковской галереи, здание на Крымском Валу в 2023 году будет реконструировано по проекту бюро Рема Колхаса. Его подробности пока не раскрываются, однако на сайте мэрии Москвы отмечается, что облик памятника советского модернизма планируется сохранить, пятиэтажная пристройка появится во внутреннем дворе. Будущее проектов Центрального дома художника, как и коллекции работ советских художников, принадлежащей МКСХ, пока неизвестно.
АВГУСТ
Президентский комитет США по искусству ушел в отставку в полном составе
В августе в американский город Шарлотсвилль съехались белые неонацисты, которые выступили против решения местной администрации демонтировать памятник генералу конфедератов Роберту Ли. На ответную акцию собрались и противники расизма. Один из националистов въехал на машине в толпу демонстрантов, в результате погибла 32-летняя Хизер Хейер, еще около 30 человек получили ранения. Президент США Дональд Трамп, комментируя беспорядки, осудил насилие в целом, но не стал упоминать ультраправых. После этого все 16 членов президентского комитета по искусству и гуманитарным наукам США подали в отставку. «Игнорирование вашей риторики сделало бы нас сочувствующими вашим словам и поступкам», — написали они президенту.
В здании рухнувшего Речного вокзала в Твери будет гостиница?
В ночь на 8 августа в Твери обрушилось здание Речного вокзала, знаковое для города сооружение и объект культурного наследия регионального значения, построенное в 1935–1938 годах архитекторами Е.И.Гавриловой и П.П.Райским. В правительстве Тверской области случившееся объяснили дешевизной и недолговечностью материалов, из которых была возведена постройка, однако член президиума тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и координатор проекта «Тверские своды» Павел Иванов в комментарии TANR подчеркнул, что местные градозащитники неоднократно обращались к руководству региона по поводу сохранения здания. Напомним, что в 2011 году в здании вокзала под руководством галериста Марата Гельмана открылся центр современного искусства «Тверца». Предполагалось, что «Тверца» положит начало местной культурной революции, однако осенью 2011-го в области сменился губернатор и проект был закрыт. Серьезно пострадавшее здание Речного вокзала планируется восстановить. Губернатор Игорь Руденя не исключил, что вокзал могут отдать под пятизвездочную гостиницу, но отметил, что любые планы будут обсуждаться с общественностью.
СЕНТЯБРЬ
Радикальные перемены в Британском музее
Британский музей анонсировал самую масштабную ротацию в постоянной экспозиции за последние 150 лет — перемены затронут половину из 95 залов, работы продолжатся десять лет. Проект станет частью амбициозного плана главы музея Хартвига Фишера, первого иностранца на посту директора Британского музея, куда он перешел из Дрезденских государственных художественных галерей в апреле 2016 года. В то время как его предшественник Нил Макгрегор уделял внимание расширению музея и временным выставкам, Фишер намерен сосредоточиться на показе коллекций музея. Среди главных экспонатов — крупнейшее собрание мумий и саркофагов за пределами Каира, мрамор Парфенона, графика Микеланджело и да Винчи. По признанию Фишера, пока что Британский музей «сильно отстает от того, что мы и посетители хотели бы видеть».
«Зарядье» удивило москвичей
Во вторые выходные осени во время празднования 870-летия столицы на месте снесенной гостиницы «Россия» открылся парк «Зарядье», спроектированный бюро Diller Scofidio + Renfro. «По многим параметрам проект абсолютно иного уровня и качества, чем все, что делалось в Москве до сих пор. Мы создали важный прецедент международного общения, показав, что зарубежные архитекторы могут не только предложить концепцию, но и реализовать ее в соответствии с первоначальным проектом. И это с учетом того, что речь идет об участке с насыщенным историческим прошлым, расположенном вблизи Кремля», — сказал TANR Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы и руководитель авторского коллектива проектировщиков парка. Ожидания от проекта и реальность, конечно же, совпали не во всем, однако само появление парковой зоны в центре города и открывшиеся панорамы Москвы (из-под стеклянной крыши-«коры» и с «парящего моста») — свершившиеся и, скорее, положительные факты.
ОКТЯБРЬ
Продажа всех времен: «Спаситель мира» Леонардо
В октябре Christie’s объявил, что неопознанная картина, проданная на Sotheby’s за £48 в 1958 году, снова появится на торгах уже как работа Леонардо да Винчи с эстимейтом $100 млн. Эксперты заинтересовались состоянием полотна — выяснилось, что оно было существенно отреставрировано, так как из-за сучка на доске появилась длинная извилистая трещина. Однако в ноябре картина была продана за ошеломительные $450 млн с комиссией, побив все мировые рекорды и осчастливив бывшего владельца, российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. После продажи начали спорить о том, кто мог приобрести полотно. Сначала утверждалось, что за датируемую примерно 1500 годом работу Леонардо заплатил саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан. Позднее приобретение приписывали наследному принцу Мухаммеду бин Салману. В итоге в покупке самой дорогой картины мира признался Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Информацию подтвердил Christie’s.
ГМИИ им. А.С.Пушкина едет на Пресню
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина нашел здание для связанной с современным искусством программы «Пушкинский XXI» — производственный корпус бывшего хлебозавода им. В.П.Зотова на Ходынской улице. Об этом рассказал Александр Ерофеев, вице-президента банка ВТБ, совместно с которым реализуется проект. Для приспособления памятника архитектуры конструктивизма под музей планируется сделать новый проект, реконструкция административных помещений уже ведется, и завершить все работы рассчитывают в 2019 году. Поделился Пушкинский и строительными планами, связанными с музейным городком на Волхонке. Открытие для публики новых зданий — Дома текста в доходном доме Стуловых, Галереи старых мастеров в усадьбе Знаменских-Долгоруковых и реставрационно-депозитарного и выставочного центра — перенесено на 2020 год, Галерея импрессионистов и постимпрессионистов в усадьбе Лопухиных примет посетителей в 2021 году. После встанет на реконструкцию главное здание, где до этого покажут беспрецедентный по своему замыслу проект куратора с мировым именем Жана-Юбера Мартена.
Также стало известно, что на месте кремлевской заправки напротив храма Христа Спасителя построят концертный зал музея. Подробнее о ситуации на музейных стройках страны — в нашем обзоре.
Слово года — харассмент
Отставкой с поста издателя международного журнала Artforum и судебным разбирательством закончились для Найта Ландесмана обвинения в противоправном сексуальном поведении. Девять женщин подали на влиятельного издателя в суд, заявив о сексуальных домогательствах с его стороны. Все началось с заявления куратора Аманды Шмит, которая работала в журнале в 2009 году, когда ей был всего 21 год: по ее словам, издатель оказывал ей «нежелательное сексуальное внимание». Позднее к ней присоединились и другие, а представитель Artforum заявил, что издание «не будет защищать Ландесмана». Уход издателя стал поводом к появлению открытого письма против харассмента и должностных злоупотреблений в арт-мире, под которым подписались около 2 тыс. работников искусства. Они призвали арт-институции и их сотрудников пересмотреть свое отношение к проблеме гендерного неравенства. Среди подписавшихся — фотограф Синди Шерман, арт-дилеры Сэди Коулз и Барбара Гладстон, главный куратор Музея современного искусства «Гараж» Кейт Фаул.
НОЯБРЬ
Сокровищница в пустыне: Лувр — Абу-Даби
Открылся для публики самый долгожданный и дорогой музей последних лет Лувр — Абу-Даби на острове Саадият. Он строился десять лет и стоил более €1 млрд. Событием стало и само здание музея, спроектированное лауреатом Прицкеровской премии французом Жаном Нувелем. Под резным многослойным куполом диаметром 180 м он разместил целый музейный город.
Сейчас в музее показывают около 600 экспонатов, половина из которых на время приехала в ОАЭ из 30 крупнейших художественных музеев Франции, в их числе «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи из Лувра, «Флейтист» Эдуарда Мане из Музея Орсе, «Натюрморт с магнолией» Анри Матисса и первый настоящий реди-мейд Марселя Дюшана «Сушилка для бутылок» из Центра Помпиду. Еще в 2007 году по соглашению между ОАЭ и Францией была создана организация Agence France-Museums (AFM), в которую, помимо Лувра, вошло еще 16 французских музеев, включая Центр Помпиду, Музей Орсе и Версаль. AFM курирует закупку части работ для коллекции нового музея, при его участии будут проходить крупные выставки, а экспонаты из Франции будут привозить в течение десяти лет. Куратором первой выставки, открывающейся сегодня, 21 декабря, посвященной истории парижского Лувра, станет его нынешний директор Жан-Люк Мартинес. Арабский музей может использовать в своем названии слово «Лувр» еще более 20 лет.
Ольга Кабанова по просьбе TANR поделилась своими впечатлениями от нового музея.
Оживление рынка русского искусства
После нескольких лет стагнации на рынке русского искусства в конце 2017 года впервые наметился рост. Суммарная выручка четырех аукционных домов — Sotheby’s, Christie's, MacDougall's и Bonhams — по итогам русской недели в Лондоне, прошедшей в конце ноября, составила £38,1 млн, почти вдвое больше, чем в прошлом и позапрошлом годах. Аналогичная серия торгов ровно год назад, осенью 2016-го, принесла £23,1 млн. Главным событием недели стал рекорд Александра Дейнеки — полотно «Герои первой пятилетки» советского классика ушло с молотка за £2,8 млн, а самый дорогой лот осенних русских торгов — «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина, был продан за £3,7 млн. Хочется надеяться, что успехи аукционов русского искусства в Лондоне будут способствовать оживлению рынка и в России. Есть и первые ласточки: весенний выпуск Российского антикварного салона состоится в феврале в Манеже в новом формате и под новым названием Russian Art & Antique Fair. В нем примут участие зарубежные галереи и галереи современного искусства. Также объявлено о возобновлении международной ярмарки Moscow World Fine Art Fair, которая пройдет в Музее Москвы в апреле следующего года.
ДЕКАБРЬ
Фонд Шалвы Бреуса покидает «Ударник»
Глава BREUS Foundation бизнесмен и меценат Шалва Бреус рассказал TANR, что выходит из проекта с кинотеатром «Ударник». После долгих переговоров с правительством Москвы договор аренды был расторгнут. «Многие годы мы платили городу аренду, и, несмотря на то что наши проекты были культурными, никаких скидок мы не имели, — сказал Шалва Бреус. — За это время мы потратили много сил и денег на то, чтобы очистить здание, являющееся памятником культурного наследия, от поздних “наслоений”, до нас им кто только не пользовался, от автосалона до казино». Будущее кинотеатра пока не определено. Как сообщалось ранее, на памятник конструктивизма претендует Госфильмофонд России, в то время как совсем недавно на встрече с инвалидами и представителями общественных организаций президент РФ Владимир Путин поддержал предложение ректора Российской государственной специальной академии искусств Александра Якупова превратить «Ударник» в инклюзивный дом искусств. 15 декабря в кинотеатре «Ударник» в последний раз объявили лауреатов Премии Кандинского.
Фигуранты «дела реставраторов» вышли из СИЗО, но в культуру не вернутся
Дорогомиловский районный суд города Москвы принял решение по резонансному «делу реставраторов» еще в октябре. Пятеро подсудимых, включая бывшего заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, получили реальные сроки, причем обвиняемые уже отбыли их во время нахождения в СИЗО. Поэтому сразу после оглашения приговора Пирумова и его сообщников освободили из-под стражи прямо в зале суда. Еще трем обвиняемым в хищениях на 160 млн руб., в том числе директору Музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева Михаилу Миндлину, суд назначил условные сроки. Такое решение связано с возмещением подсудимыми всего причиненного ущерба, а также с признанием ими вины и раскаянием. При этом прокуратура требовала ужесточить наказание для экс-министра, и точка в резонансном деле наконец поставлена: Мосгорсуд приговор ужесточил — экс-чиновник заплатит штраф не 300 тыс., а 1 млн руб.