В Вашингтоне 17 ноября открылся Музей Библии. Крышу здания из красного кирпича венчает вытянутый стеклянный купол, напоминающий свиток Торы, а текст Книги Бытия, первые строки Библии («В начале сотворил Бог небо и землю…» на латыни), высечены на бронзовых пластинах высотой 12 м, обрамляющих вход. Здание площадью 40 тыс. кв. м насчитывает восемь этажей, лишь немного уступая по размерам Музеям Ватикана.
Музей, который обошелся в $500 млн, финансируется из частных источников без государственного участия, его миссия — рассказать миру историю Библии. Вход в музей бесплатный, при этом предлагается внести пожертвование в размере $15. Глава попечительского совета музея — миллиардер и меценат Стив Грин, консервативный евангелист, основатель сети магазинов Hobby Lobby, торгующей товарами ручной работы. За последнее десятилетие он приобрел около 40 тыс. библейских артефактов, причем тысячи из них были незаконно ввезены с Ближнего Востока. В 2014 году Министерство юстиции США решило выяснить, каким образом Hobby Lobby удалось ввезти в страну древние месопотамские клинописные таблички и буллы иракского происхождения, которые были заявлены в таможенных декларациях как образцы керамической плитки из Турции стоимостью $300. В июле 2017 года Hobby Lobby согласилась вернуть тысячи древних предметов и заплатить штраф в размере $3 млн. Адвокаты Грина заявили, что он начинающий коллекционер и не знал правил ввоза культурных ценностей в США; недоброжелатели же назвали этот штраф показательным взысканием.
На октябрьской пресс-конференции президент Музея Библии Кэри Саммерс подчеркнуто дистанцировался от пламенного евангелизма Грина. Он назвал музей «несектантским» и «большим зонтом» — неожиданные эпитеты для учреждения, где при приеме на работу требуется указывать вероисповедание. Рука об руку с политкорректностью идет ненавязчивое проповедование. «Наша цель — увлечь людей чтением Библии по тем же причинам, по которым они читают Шекспира. Это пойдет им на благо», — объясняет Гордон Кэмпбелл, специалист по искусству эпохи Возрождения, который входит в международный консультативный совет музея.
В числе приоритетов новой институции — выделение стипендий на исследования и погружающее, в стиле Диснея, оформление залов. Например, огромный зал «Мир Иисуса из Назарета» воссоздает целую каменную деревню в Галилее — с синагогой, тележками для овощей и блеянием овец, перенося посетителя в иную эпоху. Помимо тех 25% американцев, которые относят себя к евангелическим христианам, музей рассчитывает и на светскую аудиторию. «Библия — культурный феномен, который нужно вернуть в общественный контекст», — говорит директор коллекций музея Дэвид Тробиш.