Поэтическое название «Разрушаясь, стремимся ввысь» не обманывает: пятеро художников из разных стран, среди которых такие звезды, как Ян Фабр и Гошка Мацуга, в монументальных работах представили свое видение нынешнего состояния мира, который и цепляется за прошлое, и пытается двигаться вперед.
Несколько туманная концепция кураторов Суад Гараевой-Малеки и арт-директора центра Yarat Бьерна Гельдхофа, где упоминаются энтропия, растерянность, забвение, в данном случае, скорее, на пользу выставке — череда странных и впечатляющих образов складывается в замысловатый пазл, в котором перемешаны роботы и бюсты Маркса — Энгельса, скарабеи и первобытные наконечники стрел, спасательные шлюпки и мраморные статуи. Все это напоминает об обломках цивилизации, выброшенных на берег после какого-то грандиозного крушения.
Сам состав участников выставки тоже выглядит живописно: Ян Фабр, знаменитый бельгиец; Важико Чачхиани, родом из Тбилиси, живет в Берлине; Стивен Г. Родс, американец, из Лос-Анджелеса; Реза Арамеш, иранец; Гошка Мацуга, полька, оба живут в Лондоне. Все они приехали на вернисаж пообщаться с местной публикой.
Некоммерческая организация Yarat (по-азербайджански «твори») была основана в 2011 году Аидой Махмудовой и сегодня в Азербайджане и на прилегающих территориях играет ту же роль проводника мировых трендов в искусстве, что и, например, московский музей «Гараж». В 2015 году Yarat обосновался в отреставрированном судостроительном заводе на берегу моря. Помимо основного выставочного пространства, в состав Yarat входят экспериментальная студия для азербайджанских художников, галерея, арт-резиденции (11 мастерских) и образовательная программа.
Самое грандиозное произведение на выставке — это занавес (7х15 м) цвета синей шариковой ручки, перекрывающий высоту цеха бывшего советского судостроительного завода. Автор, Ян Фабр, прославившийся в России после выставки в Эрмитаже, вызвавшей бурную реакцию зрителей, охотно рассказал TANR о своем шедевре под названием «Дорога от земли к звездам не вымощена».
«Это работа 1987 года, она сделана шариковыми ручками. Это было время, когда я спрашивал себя: что такое рисование? Обычно это несколько линий, какие-то подготовительные наброски, скетчи, например для скульптуры. Я решил сделать наоборот — создать нечто монументальное в рисунке. Здесь 10 тыс. линий. Их можно видеть и на лицевой стороне, и на обороте, то есть рисунок как бы становится скульптурой. Двадцать моих ассистентов три месяца зарисовывали на этом полотне следы насекомых — это были скарабеи. С обратной стороны — скульптуры бычьих голов, они поддерживают полотно. Вглядитесь, и вы увидите разные силуэты на холсте — внутри этой работы много смыслов». Мерцающее синевой и слегка колышущееся полотнище дает ощущение горизонта — то ли неба, то ли моря.
В следующем зале выстроена такая же огромная деревянная клетка, затянутая целлофаном, набитая всяким старым жалким скарбом, подсвеченная и озвученная полицейскими мигалками. По углам зала расставлены вздыбленные резиновые лодки, движущиеся, как будто преодолевая штормовые волны, с фигурами гребцов — зловещих садовых гномов, и тотемные столбы, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся составленными из восковых младенческих головок. Расположенные внутри экраны транслируют издевательски веселые телешоу и бодрую рекламу. Даже без пояснений понятно, что автор этой инсталляции Стивен Г. Родс описывает последствия какой-то грандиозной катастрофы, причем не только метафорической. В основе инсталляции — бедствия его родной Луизианы, которые не кончились с ураганом «Катрина», почти уничтожившим Новый Орлеан. Но взгляд художника распространяется и куда шире американского континента, он напоминает о судьбах многих несчастных, лишившихся своего имущества и прозябающих в лагерях для беженцев по всему свету. Эта работа, впервые показанная на последней Стамбульской биеннале, носит длинное саркастическое название «Добро пожаловать в Ассампшен, или Частная бедность и ее дружки», причем Assumption — это и название особо пострадавшего городка в Луизиане, и слово, которое переводится как «успение» и как «лицемерие».
Не слишком благополучные, хотя и прекрасные пейзажи современной Грузии появляются в фильме «Зима, которой не было» Важико Чачхиани. Его герой, похожий на постаревшего Мимино, цепляет к своему грузовику выловленную в море статую неопознаваемого деятеля эпохи социализма и едет с ней по дороге вдоль полей, гор и обшарпанных пятиэтажек. В пути памятник теряет сначала лицо (его буквально стирает об асфальт), потом голову, а потом и вовсе рассыпается в прах. Хотя мы все видели немало эффектных эпизодов свержения опостылевших истуканов, эта история расставания с прошлым все равно ранит.
Советские артефакты квартируют и в инсталляции Гошки Мацуги «До начала и после конца». Настольные гипсовые Маркс — Энгельс, резной деревянный сувенир к 50-летию Азербайджанской ССР наряду со средневековым манускриптом сочинений знаменитого арабского врача Абуль-Хасима Захрави и древними статуэтками были позаимствованы у местных музеев. «Эта работа уже показывалась в Фонде Prada в Милане, и я специально прошу кураторов подобрать мне объекты, которые происходят из конкретного места, чтобы вплести локальную историю в общую канву, — рассказывает художница. — Но переписку Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которую вы можете видеть в инсталляции, я сохраняю во всех вариантах работы».
Все эти интересные предметы расставлены на длинных, десятиметровых столах с разложенными на них бумажными свитками. Они испещрены всевозможными рисунками, тоже, кстати, сделанными шариковой ручкой. Тут и созвездия, и формулы, и тексты, орнаменты и изображения детей. Кажется, что кто-то, как студент, решил составить конспект всей человеческой мудрости, от Древнего Египта до наших дней. Фокус состоит в том, что рисунки сделаны не рукой человека, а роботами (соавтором Мацуги выступил сконструировавший их Патрик Трессет). Это обстоятельство дает неожиданный поворот размышлениям о нашей цивилизации и о том, где она кончается и начинается в другом качестве. Забавно, что росчерки ассистентов Фабра скорее можно принять за работу роботов, чем наброски, сделанные умными машинами Трессета. Хотя и у Фабра это искусство не совсем человеческое, ведь линии следуют за движениями жуков.
Обманчивыми оказываются и статуи полуобнаженных юношей из каррарского мрамора, в полтора человеческих роста, Резы Арамеша. И материалом, и тщательной проработкой, да и названием «Участок осени: исследования ренессансного сада», они вроде бы следуют традиции классической скульптуры и на первый взгляд напоминают вариации на тему фигур рабов, известную со времен Древнего Рима. Однако не все так просто. Художник не лепит с моделей в студии, а инсценирует в скульптуре отрывки из видеозаписей криминальных новостей, превращая конкретных героев в символы современного страдания, насилия и унижения. Одна из фигур, с мешком на голове, обозначена как «В пять часов в среду 9 июля 2014 года»; над другим персонажем, со связанными руками, измывались в «воскресенье, в 18:20, 2 апреля 2006 года».
И эта работа, и другие произведения на выставке, ставившей, помимо прочего, своей задачей рассмотреть понятие монументальности в современном искусстве, обладают интригующей двойственностью. Несмотря на совершенно разный бэкграунд авторов, в совокупности их произведения создают тот самый образ мира, который кураторы обозначили в названии, где история, как ни пытаются ее забыть, не исчезает: утонувшее в одном месте всплывает в другом, разрушенные статуи тиранов возрождаются в фигурах рабов, и даже насекомые и роботы обретают свое право на величие.
До 18 февраля 2018. Вход свободный