18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Право на величие утверждает выставка в Баку

Центр Yarat, оплот международного современного искусства в регионе, открыл выставку «Разрушаясь, стремимся ввысь». Главный редактор TANR Милена Орлова поделилась своими впечатлениями о проекте

Поэтическое название «Разрушаясь, стремимся ввысь» не обманывает: пятеро художников из разных стран, среди которых такие звезды, как Ян Фабр и Гошка Мацуга, в монументальных работах представили свое видение нынешнего состояния мира, который и цепляется за прошлое, и пытается двигаться вперед.

Несколько туманная концепция кураторов Суад Гараевой-Малеки и арт-директора центра Yarat Бьерна Гельдхофа, где упоминаются энтропия, растерянность, забвение, в данном случае, скорее, на пользу выставке — череда странных и впечатляющих образов складывается в замысловатый пазл, в котором перемешаны роботы и бюсты Маркса — Энгельса, скарабеи и первобытные наконечники стрел, спасательные шлюпки и мраморные статуи. Все это напоминает об обломках цивилизации, выброшенных на берег после какого-то грандиозного крушения.

Сам состав участников выставки тоже выглядит живописно: Ян Фабр, знаменитый бельгиец; Важико Чачхиани, родом из Тбилиси, живет в Берлине; Стивен Г. Родс, американец, из Лос-Анджелеса; Реза Арамеш, иранец; Гошка Мацуга, полька, оба живут в Лондоне. Все они приехали на вернисаж пообщаться с местной публикой.

Некоммерческая организация Yarat (по-азербайджански «твори») была основана в 2011 году Аидой Махмудовой и сегодня в Азербайджане и на прилегающих территориях играет ту же роль проводника мировых трендов в искусстве, что и, например, московский музей «Гараж». В 2015 году Yarat обосновался в отреставрированном судостроительном заводе на берегу моря. Помимо основного выставочного пространства, в состав Yarat входят экспериментальная студия для азербайджанских художников, галерея, арт-резиденции (11 мастерских) и образовательная программа.

Самое грандиозное произведение на выставке — это занавес (7х15 м) цвета синей шариковой ручки, перекрывающий высоту цеха бывшего советского судостроительного завода. Автор, Ян Фабр, прославившийся в России после выставки в Эрмитаже, вызвавшей бурную реакцию зрителей, охотно рассказал TANR о своем шедевре под названием «Дорога от земли к звездам не вымощена».

«Это работа 1987 года, она сделана шариковыми ручками. Это было время, когда я спрашивал себя: что такое рисование? Обычно это несколько линий, какие-то подготовительные наброски, скетчи, например для скульптуры. Я решил сделать наоборот — создать нечто монументальное в рисунке. Здесь 10 тыс. линий. Их можно видеть и на лицевой стороне, и на обороте, то есть рисунок как бы становится скульптурой. Двадцать моих ассистентов три месяца зарисовывали на этом полотне следы насекомых — это были скарабеи. С обратной стороны — скульптуры бычьих голов, они поддерживают полотно. Вглядитесь, и вы увидите разные силуэты на холсте — внутри этой работы много смыслов». Мерцающее синевой и слегка колышущееся полотнище дает ощущение горизонта — то ли неба, то ли моря.

В следующем зале выстроена такая же огромная деревянная клетка, затянутая целлофаном, набитая всяким старым жалким скарбом, подсвеченная и озвученная полицейскими мигалками. По углам зала расставлены вздыбленные резиновые лодки, движущиеся, как будто преодолевая штормовые волны, с фигурами гребцов — зловещих садовых гномов, и тотемные столбы, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся составленными из восковых младенческих головок. Расположенные внутри экраны транслируют издевательски веселые телешоу и бодрую рекламу. Даже без пояснений понятно, что автор этой инсталляции Стивен Г. Родс описывает последствия какой-то грандиозной катастрофы, причем не только метафорической. В основе инсталляции — бедствия его родной Луизианы, которые не кончились с ураганом «Катрина», почти уничтожившим Новый Орлеан. Но взгляд художника распространяется и куда шире американского континента, он напоминает о судьбах многих несчастных, лишившихся своего имущества и прозябающих в лагерях для беженцев по всему свету. Эта работа, впервые показанная на последней Стамбульской биеннале, носит длинное саркастическое название «Добро пожаловать в Ассампшен, или Частная бедность и ее дружки», причем Assumption — это и название особо пострадавшего городка в Луизиане, и слово, которое переводится как «успение» и как «лицемерие».

Не слишком благополучные, хотя и прекрасные пейзажи современной Грузии появляются в фильме «Зима, которой не было» Важико Чачхиани. Его герой, похожий на постаревшего Мимино, цепляет к своему грузовику выловленную в море статую неопознаваемого деятеля эпохи социализма и едет с ней по дороге вдоль полей, гор и обшарпанных пятиэтажек. В пути памятник теряет сначала лицо (его буквально стирает об асфальт), потом голову, а потом и вовсе рассыпается в прах. Хотя мы все видели немало эффектных эпизодов свержения опостылевших истуканов, эта история расставания с прошлым все равно ранит.

Советские артефакты квартируют и в инсталляции Гошки Мацуги «До начала и после конца». Настольные гипсовые Маркс — Энгельс, резной деревянный сувенир к 50-летию Азербайджанской ССР наряду со средневековым манускриптом сочинений знаменитого арабского врача Абуль-Хасима Захрави и древними статуэтками были позаимствованы у местных музеев. «Эта работа уже показывалась в Фонде Prada в Милане, и я специально прошу кураторов подобрать мне объекты, которые происходят из конкретного места, чтобы вплести локальную историю в общую канву, — рассказывает художница. — Но переписку Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которую вы можете видеть в инсталляции, я сохраняю во всех вариантах работы».

Все эти интересные предметы расставлены на длинных, десятиметровых столах с разложенными на них бумажными свитками. Они испещрены всевозможными рисунками, тоже, кстати, сделанными шариковой ручкой. Тут и созвездия, и формулы, и тексты, орнаменты и изображения детей. Кажется, что кто-то, как студент, решил составить конспект всей человеческой мудрости, от Древнего Египта до наших дней. Фокус состоит в том, что рисунки сделаны не рукой человека, а роботами (соавтором Мацуги выступил сконструировавший их Патрик Трессет). Это обстоятельство дает неожиданный поворот размышлениям о нашей цивилизации и о том, где она кончается и начинается в другом качестве. Забавно, что росчерки ассистентов Фабра скорее можно принять за работу роботов, чем наброски, сделанные умными машинами Трессета. Хотя и у Фабра это искусство не совсем человеческое, ведь линии следуют за движениями жуков.

Обманчивыми оказываются и статуи полуобнаженных юношей из каррарского мрамора, в полтора человеческих роста, Резы Арамеша. И материалом, и тщательной проработкой, да и названием «Участок осени: исследования ренессансного сада», они вроде бы следуют традиции классической скульптуры и на первый взгляд напоминают вариации на тему фигур рабов, известную со времен Древнего Рима. Однако не все так просто. Художник не лепит с моделей в студии, а инсценирует в скульптуре отрывки из видеозаписей криминальных новостей, превращая конкретных героев в символы современного страдания, насилия и унижения. Одна из фигур, с мешком на голове, обозначена как «В пять часов в среду 9 июля 2014 года»; над другим персонажем, со связанными руками, измывались в «воскресенье, в 18:20, 2 апреля 2006 года».

И эта работа, и другие произведения на выставке, ставившей, помимо прочего, своей задачей рассмотреть понятие монументальности в современном искусстве, обладают интригующей двойственностью. Несмотря на совершенно разный бэкграунд авторов, в совокупности их произведения создают тот самый образ мира, который кураторы обозначили в названии, где история, как ни пытаются ее забыть, не исчезает: утонувшее в одном месте всплывает в другом, разрушенные статуи тиранов возрождаются в фигурах рабов, и даже насекомые и роботы обретают свое право на величие.

До 18 февраля 2018. Вход свободный

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+