Обещание президента Франции Эмманюэля Макрона вернуть произведения африканского искусства — это «прекрасная задача», по мнению Стефана Мартена, руководителя парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли. На фоне традиционной реакции французских, да и в целом европейских кураторов и музейщиков, яростно защищающих принцип неотчуждаемости коллекций, позиция Мартена выглядит неожиданной.
Президент Макрон в своей речи в университете города Уагадугу в Буркина-Фасо 28 ноября призвал в течение пяти лет (срок его президентства) «создать условия для временного или постоянного возвращения африканского культурного наследия в Африку». По его мнению, «неприемлемо, что большая часть этого наследия хранится во Франции или в частных европейских коллекциях и музеях». Он также отметил, что в прошлом «африканцы сами организовывали вывоз предметов искусства, и некоторые из этих предметов были спасены именно благодаря европейским кураторам и коллекционерам». Он призвал к новому общему решению и прекращению «старых ссор».
Согласно официальным источникам, министр культуры Франции Франсуаза Ниссен не была осведомлена о намерениях президента и пока не прокомментировала его заявление. Министерство культуры Франции известно своим враждебным настроем по отношению к любым вопросам реституции; в частности, в 2010 году французский парламент проголосовал за создание комиссии по делам реституции, но министерство так и не выполнило его решения.
Музей на набережной Бранли обладает более чем 70 тыс. артефактов из стран, расположенных к югу от пустыни Сахара, и около 1 тыс. из них выставляет в своих залах на левом берегу Сены. «Это реальная проблема, — заявил Стефан Мартен, — культурное наследие исчезло с континента. Ни один из экспонатов с выставок африканского искусства, которые мы проводим с 2006 года, не был взят нами на время у какого-либо африканского музея. С этим нужно что-то делать».
Открытие Лувра — Абу-Даби в ноябре прошлого года стало, по словам Мартена, вестником «крупных перемен на мировой музейной карте». «Оно показало, что партнерство возможно и что оно способно изменить наш взгляд на культуру. Если с помощью других западных партнеров мы сможем построить один, два или три безопасных музея в Африке, я перестану рассматривать передачу права собственности на произведения искусства как табу», — подчеркнул руководитель парижского музея.
Он готов начать процесс уже сейчас: «Вспомните Музей африканских цивилизаций в Дакаре, построенный китайцами. Он пустует уже три года. Почему бы не начать работать там? Это будет нелегко, но дело того стоит».