Национальный музей современного искусства, Киото
20 января — 4 марта
Выставка в Национальном музее современного искусства в Киото будет посвящена восторгу, который Винсент ван Гог испытывал перед японским искусством, и влиянию, которое он сам оказал на него. Художник изучал творчество японских мастеров и черпал вдохновение из их графики. Он восхищался их вниманием к природе, тем, как смело они строили композицию и уверенно использовали насыщенные цвета. В его коллекцию входили сотни японских гравюр, многие из которых ныне хранятся в Музее ван Гога в Амстердаме.
Несмотря на то что это не первая в Японии выставка на подобную тему, экспозиция будет мощнее всех предыдущих, а в ее основе лежит самая обстоятельная на сегодняшний день исследовательская работа. Ядро экспозиции составят 40 произведений ван Гога, в числе которых такие важные картины из амстердамского музея, как «Автопортрет перед мольбертом» (1887–1888) и «Спальня» (1888). Также в нее войдет подборка гравюр укиё-э из личной коллекции ван Гога, к которым он порой обращался в своем творчестве.
Значительная часть выставки посвящена влиянию ван Гога на японскую живопись 1920–1930-х годов. В числе сюрпризов — редко демонстрируемые гостевые книги с отзывами японских посетителей, приходивших посмотреть картины художника в доме Поля Гаше-младшего — сына врача, наблюдавшего ван Гога в последние недели его жизни. Прибывшие на выставку из парижского Музея Гиме, эти книги показывают, что японские художники практически совершали паломничества по вангоговским местам.
Выставка уже побывала в Саппоро и Токио, а после Киото завершающим пунктом ее турне станет Музей ван Гога в Амстердаме (23 марта — 24 июня). Там экспозиция будет посвящена более узкой теме — любви художника к японскому искусству.
Королевская академия художеств, Лондон
27 января — 15 апреля
Королевская академия художеств соберет ключевые предметы искусства, когда-то принадлежавшие английскому монарху, на выставке «Карл I. Король и коллекционер». До казни в 1649 году Карл I был одним из величайших коллекционеров своего времени. После его смерти, когда 1,5 тыс. принадлежавших ему работ были выставлены на продажу, коллекция распалась. Позднее почти 200 картин из нее были приобретены его сыном Карлом II и доныне хранятся в собрании британской королевской семьи. На выставке будет представлено 90 из них. Кроме того, удалось обнаружить еще 100 работ и 60 из них получить для показа в Лондоне.
Сокуратор выставки Пер Рамберг рассказывает, что в процессе работы команда предпочитала качество количеству, хотя и старалась найти самые интересные вещи во всех жанрах. Среди гвоздей программы — приехавший из Лувра «Портрет Карла I на охоте» (около 1636) кисти Антониса ван Дейка. Полотно возвращается в Англию впервые после казни короля в XVII веке, без этой картины кураторы просто не имели бы права устраивать такую выставку.
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
9 февраля — 9 мая
«Один из самых притягательных художников последних десятилетий, Дан Во приоткроет завесу тайны над тем, как он препарирует и реанимирует культурную и политическую историю в каждой своей работе», — считает Аллан Шварцман из принадлежащей Sotheby’s консалтинговой фирмы Art Agency Partners, который назвал предстоящую персональную выставку художника в Музее Соломона Гуггенхайма главным событием 2018 года (а уж кто, как не он, знает вкусы богатых любителей искусства?). Выставка станет первым в США крупным исследованием творчества датского художника вьетнамского происхождения. Работы последних 15 лет, в том числе акция Vo Rosasco Rasmussen (2003–2005), во время которой Во женился на знакомых и после каждого развода брал их фамилии, дополняя свою, будут показаны наряду с самыми новыми произведениями художника.
Музей истории искусств, Вена
13 февраля — 2 сентября
Хотя постоянная экспозиция венского Музея истории искусств, да и коллекция в целом, тяготеют к эпохам гораздо более ранним, нежели время модерна, все же внедрение сюда проектов, приуроченных к 100-летию со дня смерти Густава Климта, представляется абсолютно уместным. Достаточно упомянуть, что тот входил в число художников-декораторов, оформлявших новое здание музея на рубеже 1880–1890-х годов. Об этой ранней странице его биографии призван напомнить «Мост Климта» — сооружение высотой 12 м над парадной лестницей, откуда можно будет во всех деталях рассмотреть живописный цикл из 13 работ. Подобный «аттракцион» уже устраивался в 2012 году, когда отмечалось 150-летие художника, но удачную придумку не грех и повторить. Одновременно в античном отделе музея будет демонстрироваться знаменитое полотно Климта Nuda Veritas («Обнаженная истина»).
Национальная галерея, Национальная портретная галерея, Королевская академия художеств, Лондон
15 марта — 28 мая, 19 мая — 12 августа
Британская художница Тасита Дин представит сразу три выставки в Лондоне этой весной. Вместе с другими художниками Дин рассмотрит несколько разных жанров живописи посредством фильмов, которыми она известна. На выставке «Тасита Дин. Натюрморт» в Национальной галерее художница возьмет на себя роль куратора и представит исторические полотна в одном ряду с ее собственными произведениями и работами коллег. Одновременно в Национальной портретной галерее будет проходить «Тасита Дин. Портрет», которая станет первой в этом музее выставкой, посвященной искусству фильма. А 19 мая в Королевской академии художеств начнет работу «Тасита Дин. Пейзаж»; она разместится в Галерее Габриель Юнгельс-Винклер, новом помещении академии, открытом после большой перепланировки. В числе прочего здесь будет представлен созданный специально для галереи большой рисунок мелом «Письмо из Монтафона» (2017).
Центр Помпиду, Париж
28 марта — 16 июля
Центр Помпиду предлагает заново взглянуть на одну из глав русского авангарда — период существования Витебского народного художественного училища, основанного Марком Шагалом в родном городе в 1918 году. Выставка приурочена к 100-летию назначения художника уполномоченным Коллегии по делам искусств Витебской губернии — эта должность позволила Шагалу создать художественное училище, открытое для всех, и пригласить в него таких преподавателей, как Эль Лисицкий и Казимир Малевич. Во время их работы учебное заведение, по мнению кураторов Центра Помпиду, превратилось в революционную лабораторию, в которой, вдали от Ленинграда, писалась история мирового искусства. Именно тогда, в Витебске, Малевич создает авангардное художественное объединение Уновис («Утвердители нового искусства»).
На выставке представлено около 200 работ из Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Витебска и Минска, американских и европейских коллекций. Это произведения не только трех главных героев русского авангарда — Малевича, Шагала и Лисицкого, но и их учеников — выпускников Витебского художественного училища, среди которых Иван Гаврис, Вера Ермолаева, Николай Суетин, Илья Чашник, Соломон Юдовин и другие (в графе «специальность» у большинства из них было указано «художник-конструктивист»).
Специально к выставке в издательстве Центра Помпиду под редакцией куратора Анжелы Ламп вышел иллюстрированный каталог, который включает эссе таких международных экспертов по русскому авангарду, как Александра Шатских и Жан-Клод Маркаде. Выставка организована в сотрудничестве с Музеем ван Аббе в Эйндховене. Из Парижа она отправится в Еврейский музей в Нью-Йорке, где будет представлена в немного измененном виде с 14 сентября по 2 января следующего года.
Бруклинский музей, Нью-Йорк
13 апреля — 22 июля
Выставка приедет в Нью-Йорк из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе, где она была организована в рамках проекта «Тихоокеанское стандартное время: Лос-Анджелес/Лос-Анджелес». «Она откроет неизвестную прежде главу в истории искусства», — говорит Сесилия Файярдо-Хилл, соорганизатор выставки в обоих музеях. Будут показаны работы более 120 художниц из Латинской Америки или латиноамериканского происхождения, включая тех, кто ассоциирует себя с феминистским и левыми движениями и использует женское тело в своих работах. Среди них — видео 1975 года бразильянки Летисии Паренте, в котором художница вышивает фразу «Сделано в Бразилии» на собственной пятке.
Центр Помпиду в Меце
28 апреля — 20 августа
Выставка в Центре Помпиду в Меце ставит под сомнение устоявшийся образ художника как одинокого гения: она рассказывает о 40 артистических парах, которые в первой половине ХХ века в своих личных отношениях и творческом сотрудничестве радикально меняли искусство и жизненный уклад. Эта выставка раскрывает отношения гораздо более сложные, чем шаблонные «художник и его муза», говорит о партнерстве, меняющем или обогащающем творчество обоих, на примере таких союзов, как Дора Маар и Пабло Пикассо, Вирджиния Вульф и Вита Сэквилл-Уэст, Клод Каон и Марсель Моор. Здесь рассказывается и о менее известных парах, в том числе о тайной связи Мэри Рейнолдс и Марселя Дюшана, а также о трагически закончившемся партнерстве между на десятилетия позабытыми танцорами и художниками Лавинией Шульц и Вальтером Хольдтом. Хореография и театральные костюмы, созданные ими, были вдохновлены радикальным желанием объединить искусство и жизнь и оказали глубокое влияние на живопись и театр экспрессионизма. В конце года выставка «Союзы модернизма» отправится в лондонскую галерею Barbican.
Институт костюма Метрополитен-музея, Нью-Йорк
10 мая — 8 октября
Надо признать, Римско-католическая церковь даст фору всем остальным, когда дело касается облачения служителей культа: сутаны всех цветов, моццетты, феррайоло, фальды и мантии, не говоря уже о головных уборах — всякого рода бирреттах, пилеолусах, камауро, митрах и тройных тиарах. Сложно разобраться? Что ж, Институт костюма Метрополитен-музея представляет выставку, где будет показано 50 потрясающих костюмов католических священников — 15 пап с XVIII века по наши дни, прямиком из ризницы Сикстинской капеллы. А выставки светской одежды в Галерее средневекового искусства, Центре истории костюма Анны Винтур и Клойстерс создадут контекст для лучшего восприятия одежд духовенства.
Национальный музей изящных искусств Квебека, Квебек
21 июня — 23 сентября
Берта Моризо (1841–1895) принимала участие в первой групповой выставке импрессионистов в 1874 году — за три года до того, как они начали так себя называть. За радикальность художественной манеры критик Le Figaro назвал их движением «пяти или шести умалишенных, один из которых — женщина». Несмотря на принадлежность к слабому полу, Моризо быстро добилась успеха как профессионал и в возрасте 23 лет получила признание на официальном Парижском салоне. Но если имена ее коллег-мужчин с тех пор обрели широкую известность, то творчество Моризо все еще остается недооцененным. Новая выставка, представляющая первую за несколько десятилетий ретроспективу фигуративной и портретной живописи Берты Моризо, возвращает ее имя на заслуженное место в пантеоне французского авангарда (в США ее выставка такого уровня в последний раз проходила в 1987 году, а во Франции — в 1941-м). Экспозиция демонстрирует интерес художницы к нетрадиционно выстроенному пространству, развитие техники по направлению ко все большей экспериментальности и движение в сторону символизма в последние годы ее недолгой жизни.
Из Канады выставка отправится в турне: сначала в Фонд Барнса в Филадельфии (21 октября 2018 года — 14 января 2019 года), затем в Музей искусств Далласа (24 февраля — 26 мая 2019 года) и, наконец, в парижский Музей Орсе (17 июня — 22 сентября 2019 года).
Национальная портретная галерея, Лондон
28 июня — 21 октября
Героями крупных выставок последних лет уже побывали Дэвид Боуи, Бьорк и даже Кайли Миноуг. В отличие от этих проектов, которые концентрировались на личных вещах и работах поп-звезд, выставка «Майкл Джексон. На стене» в лондонской Национальной портретной галерее станет первой, где будет рассматриваться влияние короля поп-музыки на современных художников, в том числе в наши дни. В экспозицию войдет целый ряд произведений: от ранних портретов певца работы Энди Уорхола, написанных в 1980-х годах, до изображения Майкла Джексона верхом на коне в образе короля Филиппа II (2009) кисти Кьянде Уайли. Среди других участников — южноафриканская видеохудожница Кэндис Брайц, британский керамист Грейсон Перри, британская перформансистка Марвин Гей Четвинд и американский фотограф Дэвид Лашапель. «Выставка открывает новую страницу в истории Национальной портретной галереи как по своей сути, так и по числу представленных на ней художников и жанров, — говорит директор музея и сокуратор выставки Николас Каллинан. — Это тот редкий случай, когда о столь известном человеке будет сказано что-то новое».
Фонд Louis Vuitton
3 октября 2018 — 14 января 2019
В 2018 году исполняется 30 лет со дня смерти одного из самых ярких и самых дорогих художников второй половины XX века — Жан-Мишеля Баскиа, и по этому поводу Фонд Louis Vuitton в Париже организует монографическую выставку, которая займет сразу четыре этажа здания, построенного по проекту Фрэнка Гери. В фокусе — около 100 ключевых произведений, созданных Баскиа в течение своей короткой творческой жизни, с 1980 по 1988 год: от ранних рисунков из серии «Головы» и многочисленных коллабораций с Энди Уорхолом до произведений, которые никогда не демонстрировались в Европе или вообще показывались редко со времен прижизненных выставок художника.
Одновременно в Фонде Louis Vuitton будет показана более скромная выставка австрийца Эгона Шиле, со дня смерти которого в этом году исполняется 100 лет. Она займет всего один этаж и будет состоять из 24 рисунков (в основном ню и портретов) из коллекции венского Музея Леопольда, пражской Национальной галереи и Библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке. Среди них будут такие известные произведения Шиле, как «Автопортрет с китайскими фонариками» и «Беременная женщина и смерть». Примечательно, что это первая выставка Эгона Шиле в Париже за последнюю четверть века.
Комиссар обеих выставок в фонде Дитер Бюкхарт настаивает на том, что у Жан-Мишеля Баскиа и Эгона Шиле много общего, и не устает искать параллели: они оба не закончили образование, прожили совсем недолго, их творчество носило экзистенциальный характер и оказало большое влияние на последователей.
Музей прикладного и современного искусства (МАК), Вена
19 декабря 2018 — 22 апреля 2019
Фигура Коломана Мозера была одной из важнейших для феномена, получившего наименование «венский модерн». Этот художник проявил себя в разных сферах, но главным принято считать его вклад в развитие дизайна. Поэтому вполне уместно было запланировать его обширную персональную выставку в МАК, особенно если учесть, что именно здесь хранится архив легендарной «Венской мастерской», одним из основателей которой был Мозер. Можно не сомневаться, что при таком богатстве музейного фонда и высокой квалификации здешних кураторов зрелище, посвященное Коломану Мозеру, окажется чрезвычайно эффектным и осмысленным.