18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка BRAFA: не только обертка

№59
Материал из газеты

Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представляют весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий — от Античности до современного искусства. Профессионалы ценят BRAFA за безупречный отбор экспонатов, начинающие собиратели — за присутствие предметов по демократичным ценам. BRAFA — первое крупное событие календарного года, которое служит индикатором арт-рынка. Почетный гость 2018 года — художник Христо, мастер художественной упаковки чего угодно — от банок до островов. Историческую работу 1960-х Three Store Fronts, созданную Христо вместе с супругой Жанной-Клод, смогут увидеть гости ярмарки

Брюссель, 27 января - 4 февраля

Археология

Недооцененный сегмент рынка, требующий от собирателя глубоких исторических познаний, широко представлен на BRAFA. Здесь и древнеегипетская статуя Осириса в виде мумии с божественными атрибутами у парижской галереи Gilgamesh, и древнегреческая Афродита у Phoenix Ancient Art, и бронзовый пояс со сфинксами из Урарту у Porfirius Kunstkammer. Новый участник ярмарки — основанная десять лет назад в Лондоне галерея ArtAncient привезет нумизматический раритет — золотой статер III века до н.э. с профилем Александра Македонского. 


Русское искусство

Русский след часто обнаруживается у самых разных участников ярмарки. Мюнхенская Brenske специализируется на русских и греческих иконах. В нынешней экспозиции привлекает внимание строгий образ Иоанна Крестителя на светлом фоне XVII века. У парижской Boulakia — нежные «Жених и невеста в небе Парижа» Марка Шагала. У Galerie AB можно увидеть рисунок сидящей мужской фигуры, исполненной с почти микеланджеловской мощью, Осипа Цадкина, уроженца Витебска и представителя Парижской школы. Интересный холст Сержа Полякова покажет Lancz Gallery. 


Дизайн ХХ века

История дизайна на BRAFA прослеживается на примере хрестоматийных имен. У парижской Galerie Mathivet — скамья Карло Бугатти из красного дерева с бахромой, у Chastel-Maréchal — двойное кресло «тет-а-тет» из массива дерева бразильского дизайнера-самоучки Занина Кальдаса, у брюссельской Le Beau — первоклассные работы живых классиков, больше похожие на скульптуру, чем на предметы мебели: деревянный стул Zephyr Уэнделла Касла и стальное кресло Рона Арада. Севрская мануфактура, ежегодно представляющая на ярмарке современных авторов, в этот раз покажет работы Ли Уфана, 
Йохана Кретена, Лионеля Эстева и Эммануэля Буза.


Примитивное искусство

Маски и деревянная скульптура африканских и тихоокеанских племен вдохновляли своей первобытной силой модернистов и сейчас переживают новый всплеск популярности. Одна из лучших экспозиций в этом сегменте — на стенде брюссельской галереи Didier Claes. Самый эффектный экспонат — африканская полихромная маска с пышной «бородой» из рафии конца XIX — начала ХХ века, обнаруженная на территории Конго в 1928 году. Еще один интересный экземпляр — маска середины XIX века с Берега Слоновой Кости с выразительным профилем в галерее Bernard de Grunne. 


Декоративно-прикладное искусство и ювелирные изделия

Блестящий экземпляр с русским провенансом — каминные часы «Триумф Вакха» у крупнейшего часовых дел специалиста La Pendulerie. Бронзовый корпус с колесницей, запряженной козликами, выполнен около 1795 года в мастерской Томира. Часы купил Павел I для Михайловского замка. Старинные ковры стоит искать у De Wit Fine Tapestries — здесь можно встретить нидерландскую шпалеру «мильфлер» 1530 года, где среди пышной растительности затерялись птицы и звери. У Epoque Fine Jewels — ювелирные шедевры ар-нуво: бриллиантовое колье-«ошейник» Cartier 1910 года и золотая подвеска Рене Лалика со стеклянными нимфами в окружении россыпи бриллиантов. 


Старые мастера

Важный раздел ярмарки, в котором чаще других встречаются музейные имена и захватывающие истории, как из жизни изображенных героев, так и из истории бытования картин. К двухметровому полотну «Диана и нимфы, охотящиеся на оленя» (Klaas Muller) приложили руку три живописца XVII века: фигуры писал Рубенс, животных — Пауль де Вос, а пейзаж — Ян Вильденс. Яркий образец фламандского портрета — импозантный Ламораль Эгмонт, герой нидерландской революции XVI века, кисти Франса Пурбуса Старшего (галерея Mullany). У Costermans — «Поклонение волхвов в заснеженном пейзаже» Питера Брейгеля Младшего. 


Модернизм и современное искусство

Еще одна важная и востребованная часть ярмарки и арт-рынка в целом. Среди обязательных к осмотру, продуманных экспозиций — стенды корифеев Axel Vervoordt и президента BRAFA Harold t’Kint de Roodenbeke. У последнего выставлена скульптура Ман Рэя, мраморный вариант его известной работы «Герма», в отличие от многих бронзовых повторов существующий всего в восьми экземплярах. У лондонской Aktis — прекрасная акварель китайско-французского модерниста Зао Вуки. Авторитетная брюссельская галерея в области актуального искусства Meessen De Clercq покажет скульптуру Бенуа Мэра. Заслуживает внимания послевоенное искусство: бронза Линна Чедвика (Osborne Samuel Gallery) и рисунок с красной машиной Жан-Мишеля Баскиа (Opera Gallery). 


Достояние Бельгии 

Особая гордость BRAFA — бельгийские художники, вошедшие в мировую сокровищницу и представленные в контексте международного художественного процесса. За достойное представление национального искусства отвечают Oscar De Vos, Francis Maere Fine Arts, Lancz, Boon. У первого ищите образцы латемской школы, важного бельгийского объединения начала ХХ века — живопись Эмиля Клауса и Валериуса де Саделера, у Francis Maere — изысканную графику сюрреалиста Поля Дельво, у Boon — Рене Магритта. Важную часть культуры ХХ века — комиксы — представляют Huberty&Breyne и Belgian Fine Comic Strip с обязательными рисунками Эрже к истории про Тинтина. Современного мэтра Яна Фабра покажут Guy Pieters и Jamar.


BRAFA Art Talks

BRAFA дает возможность не только пополнить коллекцию, но и пообщаться с экспертами из профессионального сообщества — ежедневно в 16:00. Впервые в BRAFA Art Talks участвует Государственная Третьяковская галерея: научный сотрудник и куратор Светлана Усачева 1 февраля расскажет о неожиданных открытиях, меняющих представления о хорошо известных работах. Парт­нер лекции — ведущий англоязычный интернет-ресурс о русском искусстве Russian Art and Culture. Также в программе — встреча с Анжелой Розенгарт, основательницей музея в Люцерне, лично знавшей многих представленных там художников, от Пабло Пикассо до Марка Шагала. Полная лекционная программа представлена на сайте ярмарки.


Практическая информация

Даты и часы работы:
вернисаж — 26 января, с 12 до 22;
27 января — 4 февраля, с 11 до 19; 
позднее открытие — 1 февраля, до 22.
Ежедневно в 15 часов проводится групповой тур по ярмарке на нескольких языках. 
Запись — на информационном стенде.

Место проведения: комплекс Tour&Taxis (15 минут езды от Гранд-пляс) 
Avenue du Port 88 | BE — 1000 Брюссель
Русскоязычный сайт: www.brafa.art/ru

Билеты: можно приобрести на сайте (кроме вернисажа и билетов с каталогом). Стоимость: стандартный билет — €25; льготный для молодежи (16–26 лет) — €10; группа от 10 человек — €15 на человека; вернисаж — €60; билет на 1 или 2 лица с каталогом — €30 и €55.

Как добраться: Брюссель расположен всего в двух часах езды от Лондона, Амстердама и Кельна и меньше полутора часов — от Парижа на скоростных поездах Thalys. Брюссельские авиа­линии предлагают специальную 20%-ную скидку для гостей ярмарки по промокоду, указанному на сайте BRAFA. 

Где жить: два брюссельских пятизвездочных отеля — Le Plaza и Amigo — предлагают специальные условия для коллекционеров, приехавших на BRAFA.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+